Общеразвивающая программа Баян, аккордеон 7 лет

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Баян - аккордеон» - 7 лет обучения

Предметная область
ПО.1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА

Разработчики: Шмелева Е.В.
Легкодимова М.В.

р.п. Городище, 2015

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-

Срок реализации учебного предмета

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета
-

Сведения о затратах учебного времени

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий

-

Цель и задачи учебного предмета

-

Структура программы учебного предмета

-

Методы обучения

-

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета
-

Учебно-тематический план

-

Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
-

Методическая литература

-

Учебная литература

-

Средства обучения

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон-баян)» разработана
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на аккордеоне, баяне в
детских школах искусств.
Аккордеон и баян являются одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую,
популярную, джазовую.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6,5-17 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон-баян)» составляет
2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме, возможно в мелкогрупповой.
В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки
может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ,
развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующий навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом
этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются
серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Аккордеон и баян пользуются большой популярностью и любовью также как
аккомпанирующий инструмент. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального
материала: старинные и современные романсы, эстрадная музыка, популярные образцы
классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения
сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеонбаян)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый
годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,нагрузки,
аттестации
Годы обучения

Затраты учебного времени
1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Всего
часов

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа

16

19

16

19

16

19

16

19

32

38

32

38

32

38

32

38

280

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная
учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон-баян)»
при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия,
280 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон-баян)» являются:
 ознакомление детей с аккордеоном, баяном, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в
своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой,
музыкального
самообразования и самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных
на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из
них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата.
Второе - развитие практических форм музицирования на аккордеоне,баяне, в том числе,
аккомпанирования, подбора по слуху, сочинение.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
 В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
 программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения:

- Метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
- Объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- Репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки

1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий

Донотный период.
Введение ребенка в мир музыки.
Знакомство с аккордеоном,баяном.
Упражнения для организации аппарата.
Игра простейших попевок 3-м, 2-м пальцами правой рукой, подбор
по слуху.
Знакомство с основами метроритма.
Развитие музыкально – творческих способностей.
Основы подбора по слуху, транспонирование несложных мелодий.
Штрихи: освоение non legato.
Игра и подбор одноголосных мелодий.
Упражнения на звукоизвлечение.

Кол-во
часов

16

16

II полугодие
Календарные
сроки

3 четверть

Темы и содержание занятий

Освоение нотной грамоты, развитие навыков чтения нот.
Освоение приемов игры staccato и legato.
Игра в ансамбле.
Ведение меха и меховые приёмы, разучивание новых музыкальных
произведений, изучение музыкальной грамоты. Развитие образного
мышления, фантазии — через игровые ситуации. Ладовая окраска,
настроение музыки. Формирование игровых движений на
упражнениях и творческих заданиях. Дальнейшие упражнения
базируются на позиционной игре на правой клавиатуре.

Кол-во
часов

22

4 четверть

Закрепление пройденного материала. Первичные навыки изучения
пьес.
Чтение нот с листа.
Игра в ансамбле с педагогом.
Произведения на фольклорной основе, произведения классиков и
современных композиторов.

16

Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки

1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий

Усложнение навыков игры различными штрихами.
Знаки сокращения нотного письма: реприза, вольты;
Динамические оттенки;
Дальнейшее развитие навыка чтения нот с листа, подбор по слуху,
сочинение.
Игра гамм До-мажор, Соль-мажор, ля-минор
Овладение навыком подкладывания 1-го пальца .Работа над
дальнейшей стабилизацией посадки, постановки исполнительского
аппарата, координацией рук. Активизация музыкального слуха
через подбор по слуху, сочинение.
Ведение меха и меховые приёмы, разучивание новых музыкальных
произведений, изучение музыкальной грамоты.
Игра в ансамбле.

Кол-во
часов

16

16

II полугодие
Календарные
сроки

3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий

Гаммы ДО-СОЛЬ-ФА мажор, ля, ми минор отдельными руками.;
хроматическая гамма от Тоники Си, либо от До диез; в них же
длинное арпеджио;
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом.
Развитие пальцевой техники в позиционной игре. Закрепление
пройденных навыков и приемов на произведениях
старинных и современных композиторов.
Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям.
Владение навыками аккомпанемента, сочинение.

Кол-во
часов

22

16

Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1 четверть

2 четверть

Развитие познавательной деятельности ученика, логического
мышления.
Освоение других приёмов игры. Работа над звуковой
нюансировкой, артикуляцией- выполнением штрихов, звуковым
процессом в целом.
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм,
упражнений (исполнение различными штрихами). Репертуар
пополняется
произведениями
современных
композиторов,
популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с
полифонической фактурой.
Работа над звуком.
Подбор аккомпанемента к песням, сочинение.
Игра в ансамбле.

16

16

II полугодие
Календарные
сроки

3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и
полифонии.
Изучение различных по стилям и жанрам произведений.
Интервальная и аккордовая техника, полное теоретическое и
практическое освоение левой клавиатуры.
Совершенствование техники аккордовой игры и мелкой техники.
Изучение произведений зарубежной и русской классики.

Кол-во
часов

22

16

Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки

1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

Работа над свободой исполнения; правильное воспроизведение
характера произведения при помощи средств музыкальной
выразительности.
Дальнейшее
развитие
технических
навыков.
Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг,
мордент, группетто.
Включение в репертуар несложных
произведений
крупной
формы,
полифонии.
Совершенствование навыков игры в ансамбле и аккомпанементов.

16

Игра гамм соль-минор, Ля, Ми-мажор.
Развитие образного и полифонического мышления.
Работа над крупной формой (возможна игра в ансамбле) Подготовка
итоговой программы.

16

II полугодие
Календарные
сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

3 четверть

4 четверть

Подготовка к выпускному экзамену по специальности и ансамблю,
применение мелкой и аккордовой техники при подборе по слуху,
основы импровизации и гармонии.
Выступления на академических концертах, сдача выпускного
экзамена.
Совершенствование
приобретенных
навыков.
Работа над целостностью формы и образностью исполнения.
Подготовка итоговой программы.

22

Подготовка и совершенствование исполнения итоговой программы.

16

Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и
интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов,
приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике,
познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар
необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения
современных композиторов.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие
навыков музицирования, подготовку к итоговой
аттестации. Учащиеся осваивают
циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной
выразительности при создании художественного образа.
Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна
подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В
процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки
публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной
грамоты и чтение нот.
В течение учебного года ученик должен пройти:
- 10-15 несложных пьес, попевок.
- Набор ритмических и технических упражнений;
- Хроматическую гамму от Тоники ДО;
- Мажорные однооктавные гаммы: ДО-СОЛЬ правой рукой.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту:
современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный
звукоряд, расположение нот на клавиатуре.
Примерный репертуарный список:
- рус. нар. песня «Косой-косой», рус. нар. песня «Пастушок», рус. нар. песня “Козочка»,
- Бажилин «Радуга».
- детские песни «Паровоз», «Лошадка», «Шёл по лесу зайка», «Детская песенка», «Лети,
воробышек».
Ансамбли с учителем:
- Х.Недялков «Зимняя песенка», рус. нар. песня « Ах вы, сени, мои сени», рус.нар.песня
«Маки»,

- А.Спадавекиа «Добрый Жук»
- Итал. Песня «Санта Лючия».
- Л. Гаврилов «Этюд» ДО-мажор,
- В. Бухвостов «По грибы»,
- укр нар песня «Мы сидели у окна»,
рус. нар. песни: «На лугах», «Выходила девица», «Народная мелодия», «По дороге жук,жук»,
детская песня «Моя кукла засыпает»
Примерные исполнительские программы
1 класс
1 вариант
1. Детская песня «Дождик»
2. Детская песня «Василек»
3. Детская песенка «Моя кукла засыпает»(ансамбль)
2 вариант
1. Детская песня «Воробышек»
2. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
3. рус.нар.песня ««Выходила девица» ( ансамбль)
3 вариант
1. Рус. нар. песня « Ах вы, сени, мои сени»,
2. А.Гольденвейзер «Песенка»
3. Русская народная песня «На горе-то калина», обр. С.Павина ( ансамбль)
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Учащийся:
 знает устройство инструмента,
 умеет правильно сидеть за инструментом,
 соблюдает постановку исполнительского аппарата;
 владеет тремя приемами звукоизвлечения (non legato, staccato, legato);
 играет небольшие пьесы
 владеет первичными навыками подбора и игры в ансамбле.
Второй год обучения
Дальнейшая работа над различными приемами звукоизвлечения, игра двумя руками,
развитие координации движений. Освоение новых средств выразительности (лад, ритм,
динамика). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле с
педагогом.
В течение учебного года ученик должен пройти:
- 10- 15 несложных пьес;
- Технические упражнения на перемещение по определённым интервалам и по звукам
трезвучия;
- Упражнения на репетиции по три звука, затем по четыре и по пять;
- Для воспитания гибкости пальцев - использование чёрных клавиш, для того, чтобы избежать
зажатости руки ( для аккордеона)
- Подкладывание первого и перекидывание третьего пальца (игра в «разведчиков» для
аккордеона)
- Упражнения «вальсового» аккомпанемента и другие. Подбор репертуара производится с
учетом интересов учащегося.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в
ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и

состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а
также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерный репертуарный список
Этюды:
Фиготин Б. «Этюд» До мажор,
Бертини А. «Этюд» ми минор,
Ляховицкая С. «Этюд» Соль мажор,
Биль А. «Этюд» ре минор,
Беренс С. «Этюд» До мажор,
Шитте Л. «Этюд» Фа мажор,
Заложнова Н. «Этюд» ре минор,
Пьесы:
«Детская песенка»,
детская песенка «Стоит в поле теремок»,
«Тихий вечер»,
Лысенко И. «Танец»,
Супрунов Г. «Кукольный вальс»,
Орф К. «Пьеса»,
Бажилин Р. «Емеля на печи»,
Карасёва В. «Молодой солдат»,
Белоусова Т. «Весёлый котёнок,
Семёнов М. «Осенняя грусть»,
рус.нар. песни:
«Ах, во саду, саду»,
«Летал голубь»,
«Я пойлу ли, молоденька»,
«Я на горку шла»,
«По мосточку,
«Полосонька»,
«Я скомариком плясала»
А.Корнеа-Йонеску «Грустная песенка».
Ансамбли с учителем:
рус. нар. песни: «Во поле берёза стояла»,
«Во сыром бору тропина».
А.Новиков «Девичья хороводная»
В.Косенко «Петрушка»
В.Шулешко «Незабудка»
Русская народная песня «Яблочко», обр.В.Грачева
Д.Кабалевский «Весёлый наигрыш»
Н.Лысенко «На горе, горе»
В.Ребиков «Воробышек, воробей»
Ф.Шуберт Экосез
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина
Русская народная песня «Как под горкой, под горой», обр. И.Обликина
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И.Обликина
П.Чайковский «Старинная французская песенка», пер. И.Обликина
Примерные исполнительские программы
2 класс

1 вариант
1. К.Черни « Этюд» До мажор
2. Украинская народная песня. «Ой, дивчина, шумит гай», обр. С.Павина
3. В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» ( ансамбль) или сочинение( 1 произведение)
2 вариант
1. Н.Дауге « Этюд» Фа мажор
2. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обр. Ф.Бушуева
3. В.Шулешко «Незабудка» (ансамбль) или сочинение (1 произведение)
3 вариант
1. Л.Бетховен «Сурок»
2. Русская народная песня «Чернобровый, черноокий» обр. В.Бухвостова
3. Д.Кабалевский «Весёлый наигрыш» (ансамбль) или сочинение (1 произведение)
По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Учащийся:
 знает и определяет жанры музыки (марш, песня, танец);
 знает главные формообразующие элементы музыкального языка (мотив, предложение,
фраза, период).
 умеет самостоятельно разобрать несложное произведение, соблюдая аппликатуру и
штрихи.
 умеет исполнить наизусть выученные произведения;
 знает основные музыкальные термины;
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно - двигательными навыками, приемами
звукоизвлечения и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к
качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Для хорошо подготовленных учащихся
целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами крупной формы и
полифонии.
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с
циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху. Сочинение.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские
программы, заменяя одну из сольных пьес.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений, в том числе: простейшие пьесы с элементами полифонии, включая ансамбли и
этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях, а также аккомпанирование вокалу.

Примерный репертуарный список
Этюды:
Рожков А. «Этюд» Фа мажор,
Талакин А. «Этюд» До мажор,
Гурлит К. «Этюд» Соль мажор,
Гурлит К. «Этюд» ре минор,
БертиниА. «Этюд» ми минор.
Пьесы:

Иванов А. «Музыкальная игрушка»,
Шилов Ф. «Сказка о двух котах»,
Павлов С. «Танец куклы»,
Тюрк Д. «Весёлый Ваня»,
Шуберт Ф. «Лендлер»,
Бушуев В. «Весёлый пингвин»,
Крашенников А. «Забавный танец»,
Иванов В. «Юмореска»,
рус. нар. песня «Светит месяц»,
рус нар. танец «Яблочко»,
Вебер Г. «Весёлая лягушка»,
Новинская Я. «Бабочка»,
Коробейников А. «Ну-ка, терции-шалуньи!».
Ансамбли:
Е.Дербенко «Приокская кадриль», «Лирическая мелодия»
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. Л.Колесова
И.Брамс «Колыбельная»
Э.Джон «Игра в мяч», обр. В.Шулешко
В.Витлин «Детская песенка»
В.Шулешко «Маленькая фея»
И.Гайдн «Немецкий танец»
М.Глинка «Полька»
В.Калинников «Киска»
А. Касьянов «Русская песня»
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала», обр. И.Обликина
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обр. И.Обликина
Ф.Шуберт «Благородный вальс»
В.Белов «Владимирский хоровод»
К.Вебер «Адажио»
Л.Гаврилов «Полька»
Г.Гендель «Менуэт»
А.Марьин «Что от терема, да до терема»
Русская народная песня « Вдоль по улице метелица метёт», обр. И.Обликина
А.Жигалов «Русский танец»
Н.Чаплыгин «Кубилас»
Примерные исполнительские программы
3 класс
1 вариант
1. В.Моцарт «Вальс»
2. Ю.Шишаков «Полифоническая пьеса»
3. Л.Гаврилов «Полька» (ансамбль) или сочинение (1 произведение)
1I вариант
1. А.Гедике Сарабанда, пер. П.Лондонова
2. К.М.Вебер Сонатина
3. А.Жигалов «Русский танец» (ансамбль) или сочинение (1 произведение)
3 вариант
1. Э.Хауг Прелюдия, пер. Р.Бажилина
2. Русская народная песня «Метелки», обр. В.Грачева

3. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»,
сочинение
(1 произведение)

обр. И.Обликина (ансамбль) или

По окончании третьего года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Учащийся:
 знает жанры полифонических произведений;
 знает и использует основные штрихи и способы артикуляции в тексте;
 знает основные принципы чтения нот с листа;
 умеет исполнить и проанализировать произведение;
 умеет исполнять нетрудные технические построения (упражнения, гаммы, аккорды,
арпеджио);
 владеет навыком игры в ансамбле;
 умеет исполнить несложный аккомпанемент в ансамбле;
 знает основные музыкальные термины.
Четвертый год обучения
Совершенствование навыков игры на инструменте, работа над выразительностью
исполнения, целостностью формы. Работа над подготовкой итоговой программы.
В выпускном классе ученик должен показать все умения, которым обучался на протяжении
предыдущих лет.
 владение навыками в практической деятельности:
 психологическую устойчивость;
 волевые и эмоциональные качества;
 способность проявлять себя в творческой деятельности применяя их на внеклассных
мероприятиях, мини-концертах, проводимых для родителей и других слушателей.
На выпускном экзамене — сыграть три музыкальных произведения, подготовленные в
течение учебного года.
Выбор программы преподавателем на выпускной экзамен - свободный.
Соотношение цели и результата служит показателем качества образования.
Примерный репертуарный список 4 класс
Этюды:
Шитте Л. «Этюд» Ре мажор,
Черни К. «Этюд» ми минор,
Черни К. «Этюд» Ля мажор,
Бертини А. «Этюд» Соль мажор,
Лемуан А. «Этюд» ре минор,
Дювернуа Б. «Этюд» си минор.
Полифонические пьесы:
Гендель Г. «Сарабанда» ре минор,
И.С. Бах «Модерато» Ре мажор,
«Менуэт» соль минор.
Пьесы:
Коробейников А. «Блюз»,
Фоссен А. «Медовый месяц»,
Ворожцов М. «Танго напоследок»,
Шуман Р. «Солдатский марш»,
Воливач В. «Концертная полька»,
Бувиль Г. «Тарантелла»,
Гаврилов Ю. «Весенняя зарисовка»,
Коробейников А. «Чай вдвоём»,

Дойрингер С. «Мечтательный аккордеон»,
Портер К. «Фокстрот».
Сонатины. Вариации:
Шмит Ж. «Сонатина I часть» Ля мажор,
Самойлов Д. «Сонатина» Соль мажор,
Савёлов В. Вариации на тему рус. Нар. песни
«Ах вы, сени мои, сени».
Обработки народных мелодий:
Двилянский М. Обр.украинской народной песни
«Несе Галя воду»,
Головко В. Обр. Русской нар. песни «Выйду ль я на реченьку».
Выпускная программа.
I вариант:
1. Черни К. «Этюд» ми минор,
2. И.С. Бах «Модерато» Ре мажор,
3. Ворожцов М. «Танго напоследок»,
II вариант:
1. Шитте Л. «Этюд» Ре мажор,
2. Головко В. Обр. Русской нар. песни «Выйду ль я на реченьку».
3. Воливач В. «Концертная полька»,
III вариант:
1. Гендель Г. «Сарабанда» ре минор,
2. Коробейников А. «Блюз»,
3. Савёлов В. Вариации на тему рус. нар. песни «Ах вы, сени мои, сени».
Возможны и другие варианты.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на
практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,
анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
• текущий контроль,
• промежуточная аттестация учащихся,
• итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

• систематичность,
• учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление
отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и
повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает
индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и
предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, академические концерты,
участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные зачеты (дифференцированные);
• академические концерты;
• контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности.
Это своего рода проверка самостоятельной работы учащегося. Зачёты проводятся в классе
дифференцированно, с обсуждением продвижения ученика, носящим рекомендательный
характер. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачёты, но они
представляют собой публичное исполнение учебной программы в присутствии комиссии,
родителей, учащихся и других слушателей. Выступление ученика обязательно должно быть с
оценкой.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. При его составлении учитываются
индивидуально-личностные
особенности
и
степень
подготовки
обучающегося.
Индивидуальные планы вновь поступивших учеников должны быть составлены к концу
сентября после детального ознакомления с особенностями и уровнем подготовки ученика.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях,
выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты
проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или
части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических
концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной
зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает
обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской
деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося,
успешность личностных достижений.

Экзамен проводится в выпускном классе.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве,
подборе
аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения, навыки.
По итогам исполнения выставляются оценки по пятибальной системе.
Критерии оценок:
Оценка «5» (отлично)
- количество и трудность произведений соответствуют уровню класса;
- яркая, осмысленная игра, выразительная динамика;
- текст сыгран безукоризненно;
- владение исполнительской техникой и звуковедением;
- ритмическая дисциплина и чёткая артикуляция в игре;
- понимание стиля произведения;
- понимание формы произведения, осмысленность исполнения;
- артистичность, сценическая выдержка.
Оценка «4» (хорошо)
- количество и трудность произведений соответствуют уровню класса;
- допустимы более умеренные темпы, менее яркие произведения, но качество отработанных
навыков и приемов должно быть обязательно;
- присутствие некоторых технических (либо динамических, интонационных, смысловых,
текстовых и т.д.) неточностей.
Оценка «3» (удовлетворительно)
- количество и трудность произведений соответствуют уровню класса;
- слабое, невыразительное выступление;
- жесткое звукоизвлечение, грубая динамика;
- погрешности в исполнении, неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, текстовые
ошибки.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
- очень слабое исполнение;
- большое количество разного рода ошибок;
- плохое знание текста наизусть;
- можно ставить вопрос о неэффективности дальнейшего обучения.
Зачетно-экзаменационные требования
1 класс
2 полугодие – контрольный урок

2-3 произведения

2 класс
1 полугодие – контрольный урок

2-3 произведения

2 полугодие – академический концерт

2- 3 произведения

3 класс
1 полугодие – академический концерт

2-3 разнохарактерных произведений

2 полугодие – академический концерт
2-3 разнохарактерных произведений
(возможен итоговый аттестационный экзамен)
4 класс
1 полугодие – прослушивание части
экзаменационной программы
2 полугодие – прослушивание всей
экзаменационной программы
Итоговая аттестация - экзамен

2 произведения
3 произведения
3 произведения

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
- перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные
занятия;
- музицировать для себя и друзей;
- участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального
подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей,
просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика.
Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей баяна и аккордеона, рассказать о
выдающихся баянных исполнителях и композиторах. Общее
количество
музыкальных
произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для
публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью
ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню
музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание
индивидуального учебного плана учащегося. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что требовать
от ученика можно только то, что ему доступно, чтобы не снизить интерес к музыкальным
занятиям.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент,
характер.
В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного
выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.
Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и
технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане
учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений
классической и народной музыки, эстрадных и современных композиций, опыт игры в
ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в
исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков
учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
1. «Аккордеон с азов» - составитель Е.И. Муравьёва – Спб: Композитор 1998
2. «Альбом начинающего аккордеониста» - выпуск 34, составитель А. Крючков – Москва:
Советский композитор 1992
3. «Альбом начинающего аккордеониста» - выпуск 35, составитель М. Цыбулин – Москва:
Советский композитор 1992
4. «Концертные пьесы для аккордеона (баяна)» - Р.Н.Бажилин. – Москва: 2000.
5. «Школа игры на аккордеоне» - Р.Н. Бажилин – Москва: Музыка 2001.
6. « Самоучитель игры на аккордеоне» - В. Лушников – Москва: Музыка 1991.
7. «Либертанго. Самые популярные танго для аккордеона» - В.Чириков – Спб: Композитор
2002.
8. «Народные песни и танцы в обработке для аккордеона» - М. Цыбулин – Москва: Советский
композитор 1984.
9. « Народные песни 1-3 классы ДМШ» - В. Мотов и Г. Шахова – Москва: Кифара 1998.
10. «Альбом детских пьес для аккордеона (баяна)» - Г. Николаев – СПб: Союз художников
2006.
11. «Пьесы 1-3 классы ДМШ» - В. Мотов и Г. Шахов – Москва: Кифара 1998.
12. «Ритмы планеты: популярные мелодии в перелож. Для аккордеона (баяна)» - В.Чириков –
СПб: Композитор 2006.
13. «Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ» - В.Гусев – М.: Музыка 1997.
14. «Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы ДМШ» - Л. Гаврилов – М.: Музыка 1994.
15. «Черни на аккордеоне. Этюды из соч.299 «Школа беглости»» - Переложение Е. Муравьёвой
– СПб: Композитор 2002.
16. «Эстрадные миниатюр. Выпуск 1 и 2 для аккордеона или баяна» - С. Лихачёв – СПб:
Композитор 2002.
17. «Самоучитель игры на баяне» - А. Басурманов – М.: Советский композитор 1988.
18. «Школа игры на баяне» - П. Говорушко – Ленинград, Музыка 1965.
19. «Виртуозные пьесы для баяна» - А. Доренский – Ростов-на-Дону 1998.
20. «Пять ступеней мастерства» - А. Доренский (Исполнительская редакция Л. Варавиной) –
Ростов-на-Дону: Феникс 2008.
21. «Народные песни и танцы в обработке для баяна» - Ф. Бушуев – М.: Композитор 1992.
22. «Полифонические пьесы И.С. Баха и его сыновей. Переложение для готово-выборного
баяна или аккордеона» - Ю. Лихачёв – СПб: Союз Художников 1997.
23. «Русские народные песни и танцы в обработке для баяна» - П. Говорушко - Л.: Музыка
1967
24. «Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ» - А. Крылусова – М.: Музыка 1993
25. «Хрестоматия баяниста 1-3 классы ДМШ; Упражнения, этюды» - А. Судариков – М.:
Музыка 1995
26. «Хрестоматия баяниста 5 класс ДМШ» - В. Грачёв – М.: Музыка 1996.
27. «Хрестоматия для баяна. Выпуски 1,2,3,» - Р. Гречухина и М. Лихачёв – СПб: Композитор
2002,2004, 2006.
28. «Лучшие вальсы для аккордеона (баяна)» - В. Чириков – СПб: Композитор 2011.
29. « Этюды для аккордеона. Выпуск 5.» - М. Двилянский – Москва 1972.
30. «Эстрадные миниатюры» - В. Бортянков – СПб 1993.
31. «Детский альбом» - Н. Чайкин.
32. «Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов» - Киев 1970.
33. « Школа игры на аккордеоне» - А. Мирек – Москва 1973.

34. « Весёлый аккордеон. Выпуск 9.» - Ленинград 1973.
35. «Баян в музыкальной школе. Выпуск 3» - С. Павин. Москва 1969.
36. « Аккордеон в музыкальной школе. Выпуск 2.» - Ю. Акимов – Москва 1969.
37. «Лёгкие пьесы советских композиторов» - П.И. Говорушко – Москва 1989.
38. « Миг восторга» - Москва 1996.
39. « Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа» - И.С. Бах.
40. «Популярные эстрадные пьесы» - О. Шаров – Ленинград 1990.
41. «Концертные пьесы для аккордеона» - П. Лондонов – Москва 1969.
42. «Народные песни и танцы» - В. Накапкин – 1975.
43. «Хрестоматия для аккордеона и баяна 1ч. 1-3 годы обучения» - СПб 2007.
44. . «Хрестоматия для аккордеона и баяна 2ч. Старинная музыка» - СПб 2007.
45. «Хрестоматия для аккордеона и баяна. Русская классическая музыка.1-3 годы обучения» СПб 2007.
46. «Хрестоматия для аккордеона и баяна. Зарубежная классическая музыка.1-3 годы
обучения» - СПб 2007.
47. «Хрестоматия для аккордеона и баяна. 5ч. Этюды. 1-3 годы обучения» - СПб 2007.
48. «Хрестоматия для аккордеона и баяна. 6 ч. Оригинальная музыка и обработки. 1-3 годы
обучения. СПб 2007.
49. «Нотная папка баяниста №1,2,3,4,5. Этюды, полифонические пьесы, пьесы, народные песни
и танцы, ансамбли» - С.Л. Севастьянова и Л.А. Мартынова – Москва 2005.
50. «Хрестоматия для баяна 1-3 классов ДМШ» - Д.А. Самойлова – Москва 2001.
51. «Хрестоматия для баяна 3 -5 классов ДМШ» - Д.А. Самойлова – Москва 2002.
52. «Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношей» - В. Завальный – Москва 2002.
53. «Аккордеонно – баянное исполнительство: вопросы методики, теории и истории» Составитель О.М. Шаров – СПб: Композитор 2006.
54. « Исполнительские термины и основы элементарной теории музыки: для учащихся по
классу баяна и аккордеона» - М. Лихачёв – СПб, ДМШ им. Андреева 2004.
55. «Баян и баянисты (сборник методических материалов) – Советский композитор - Москва
1974.
56. «Основы игры на баяне» - П. Говорушко – Ленинград 1963.
57. « Методика обучения игре на народных инструментах» - Ленинград , музыка 1975.
58. «Школа игры на аккордеоне» - Р.Н. Бажилин – Москва 1973.
59. «Школа игры на аккордеоне» - А. Мирек – Москва, Советский композитор 1973.
60. «История баянного и аккордеонного искусства» - М.И. Имханицкий – Москва 2006.
61. «Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона» - М.И. Имханицкий – Москва
2004.
62. Аккордеон в музыкальной школе. В.Грачев. М., «Советский композитор», 1981
63. И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова. М., Музыка, 1989
64. Вальс, танго, фокстрот: для аккордеона или баяна. Сост. И.Савинцева. М., Музыка, 1987
65. «Веселый аккордеон». Вып.5. Сост. В.Дмитриев. Л., Музыка, 1969
66. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2001
67. Композиции для аккордеона. Сост. В.Ушакова. Вып. 1-3, 5-10. СПб, «Композитор», 1998,
1999
68. Концертный репертуар аккордеониста. Сост. Ю.Дранга. М., Музыка, 1990
69. Лёгкие пьесы. Для чтения с листа на аккордеоне. Сост. П.Шашкин. М., Советский
композитор, 1983
70. Музыка советской эстрады. Вып. 1, 2. Сост. М.Двилянский. М., Музыка, 1983, 1984
71. Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин, М.,«Советский
композитор», 1971
72. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей. Сост. Ю. Лихачев. Л., Музыка, 1988
73. Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып. 1, 2. Сост. О.Шаров. Л.,
Музыка, 1988; 1990

74. Произведения старинных композиторов. Вып.1. Сост. В.Панькова. Киев, «Музична
Украина», 1973
75. Просчитай до трех. Эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов. Сост. В.Ходукин.
СПб, Композитор, 1999
76. Популярные произведения в облегчённом переложении для баяна (аккордеона). Сост.
Л.Скуматов. СПб, 2001
77. Самоучитель игры на аккордеоне. А.Мирек. М., Советский композитор, 1987
78. Танцевальная музыка. Вып.1. Сост. В.Петренко. М., Музыка, 1979
79. «Хорошее настроение». Сост. А.Дмитриева, Ю.Лихачев. Л., Музыка, 1990
80. Хрестоматия аккордеониста. Сост. В.Мотов, Г.Шахов. 1-3 классы. М., Кифара, 2002
81. Хрестоматия аккордеониста. Сост. Ю.Акимов, А.Талакин. 3-4 классы. М., Музыка, 1970
82. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. 3-4 классы. Сост. Ю.Акимов,
А.Мирек. М., 1963
83. Школа игры на аккордеоне. Сост. П.Лондонов. М., Кифара, 2007
84. Школа игры на аккордеоне. Сост. В.Лушников. М., Советский композитор, 1991
85. Эстрадно-джазовые обработки для баяна, аккордеона. В.Трофимова, СПб, Творческое
объединение, 1998
86. Эстрадно-джазовые сюиты. А.Доренский. 1-3 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
87. Эстрадные композиции для аккордеона. А.Фоссен. Вып.1. СПб, Композитор, 2001
88. Эстрадные произведения. Вып.4. М., «Музыка», 1970
89. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. СПб, Композитор,
2002
Учебная литература для ансамблей
1. 50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов. Б.Марана. Новосибирск, 1997
2. Ансамбли русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов. Вып 1.
И.Обликин, М., Музыка, 2003
3. Ансамбли аккордеонистов. Выпуски 1-6. Составитель В.Розанов. М., Музыка, 1969-1976
4. Ансамбли баянов. Выпуски 2, 3. Сост. В.Розанов. М., Музыка,1971-1972
5.
Ансамбли баянов. Выпуски 4, 5. Сост. Л.Гаврилов. М., Музыка,1973-1974
6. Ансамбли для баянов и аккордеонов. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 2003
7. Баян в музыкальной школе. Ансамбль.
М., Советский композитор, 1982
8. Вместе весело играть. Пьесы и обработки для дуэта баянов (аккордеонов)
Ю.Смородникова. М., 2004
9. Произведения для ансамблей баянистов. Л.Колесов. Вып.1. М., Музыка, 1994
10. Пьесы, обработки, ансамбли. В.Бухвостов. М., Музыка, 2003
11. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. Р.Бажилин, М., «Издательство Владимира
Катанского», 2000
12. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999
13. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999
Методическая литература
1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский
композитор, 1980
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
3. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста.
Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор,
1978
6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973

7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб.
пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004
8. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб.
статей. Вып. 1. М., 1970
9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М.,
1970
10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика
обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М.,
Музыка, 1982
14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального
воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2.
М.,1974
16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха
баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты.
Вып. 2. М.,1974
18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
20. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции
на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр
ВЛАДОС, 2004
21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального
воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989
23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон).
М., Кифара, 2002
24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
25. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и
баянисты. Вып. 4. М., 1978
26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978
27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982
28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001
29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004
30. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном
баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978
31. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., Советский
композитор, 1979

Шмелева
Елена
Валентиновна

Digitally signed by Шмелева Елена Валентиновна
DN: ИНН=344204911250, СНИЛС=01363658034,
E=buhgshi@mail.ru, C=RU, S=Волгоградская область,
L=р.п.Городище, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ"" ГОРОДИЩЕНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ", G=Елена Валентиновна, SN=Шмелева,
CN=Шмелева Елена Валентиновна
Reason: I am the author of this document
Location: your signing location here
Date: 2021.05.10 10:51:17+04'00'
Foxit Reader Version: 10.1.3

График образовательного процесса
на 2015 – 2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ

Срок обучения – 3,4 года

______________ Е.В. Шмелева
«____» _____ 2015 года

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства «Баян, аккордеон»

МП
1. График учебного процесса

Обозначения

Аудиторные
занятия

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Каникулы

э

и

=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

= = =
= = =
= = =
= = =
ИТОГО

35
35
35
35
140

1
1
1
3

-

2
2

17
17
17
4
55

Всего

=
=
=
=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

Август

Каникулы

э
э
э
и

Июль

Аудиторные занятия

Июнь

Итоговая аттестация

=
=
=
=

=
=
=
=

Май

27.04. – 3.05
4 – 10
11 – 17
18 – 24
25 – 31
1–7

16 – 22
23 – 29
30.03 – 5.04
6 – 12
13 – 19
20 – 26

Апрел
ь

20 – 26
27.07 – 2.08
3–9
10 – 16
17 – 23
24 – 31

=
=
=
=

Март

2 –8
9 – 15
16 – 22
23.02 – 1.03
2 –8
9 – 15

Февра
ль

21– 27
28.12 – 4.01
5 – 11
12 – 18
19 – 25
26.01 – 1.02

Январ
ь

8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.06 – 5.07
6 – 12
13 – 19

=
=
=
=

1
2
3
4

Декабрь

9– 15
16– 22
23– 29
30 11 - 6 12
7 – 13
14 – 20

Ноябрь

5 – 11
12 – 18
19 – 25
26.10 – 1.11
2–8

28.09 – 4.10

Октяб
рь

21 - 27

14 - 20

7 - 13

1–6

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по бюджету
времени в неделях

53
53
53
41
200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».