Общеразвивающая программа Гитара 6 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городищенская детская школа искусств
Городищенского муниципального района Волгоградской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Гитара» - 6 лет обучения
Предметная область
ПО.1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА

Разработчик: Шмелева Е.В.
Мулинцев И.А.

р.п. Городище, 2015

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-

Срок реализации учебного предмета

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на

реализацию учебного предмета
-

Сведения о затратах учебного времени

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий

-

Цель и задачи учебного предмета

-

Структура программы учебного предмета

-

Методы обучения

-

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета
-

Учебно-тематический план

-

Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
-

Методическая литература

-

Учебная литература

-

Средства обучения

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов благодаря
универсальности гитары как инструмента, используемого и в профессиональной, и в
любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку
разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Возраст детей,
приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в
неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры
ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные
эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой популярностью и
любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре
на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская
песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы
классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения
сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При
выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять
индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при 5-летнем
сроке обучения составляет 680 часов.
Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-ый
год
1
16
32
32
64

Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

2
19
38
38
76

2-ой
год
3
16
32
32
64

4
19
38
38
76

3-ий
год
5
16
32
32
64

Всего
часов

6
19
38
38
76

4-ый
год
7
8
16 19
32 38
32 38
64 76

5-й
год
9
16
32
32
64

10
19
38
39
76

6-й
год
11 12
16 19
32 38
32 39
64 76

420
420
840

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий
позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном
исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:
 ознакомление
детей с гитарой,
исполнительскими
возможностями
и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение
системой
знаний,
умений
и способов
музыкальной
деятельности,
обеспечивающих
в своей совокупности базу
для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из
них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе
- развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора
по слуху.

Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии
с данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный
фонд
укомплектовывается
печатными,
электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
I.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения

Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

Темы и содержание занятий
Постановка исполнительского аппарата. Освоение
приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные
песни и простые пьесы
песенного и танцевального характера.
Освоение основных видов арпеджио на открытых
струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E.
Упражнения и этюды. Произведения
современных композиторов.

Кол-во
часов
32

38

Второй год обучения
Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

Темы и содержание занятий
Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой.
Подготовка к игре в ансамбле на простейшем
музыкальном
материале
(фольклорная
и
эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения
на фольклорной основе и
произведения современных композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот
с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и
этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения современных
композиторов.
Третий год

Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми
струнами.
Восходящее
и нисходящее
легато.
Упражнения и этюды.
Ознакомление с приемом
барре. Произведения современных композиторов и
обработки народных песен.
Развитие техники барре. Упражнения и этюды. Игра в
ансамбле эстрадных песен и обработок
русских народных песен. Бардовская песня.

Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

Кол-во
часов
32

38

обучения

Темы и содержание занятий
Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами.
Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды
техники). Произведения зарубежных композиторов. Игра
в ансамбле, в том числе, с педагогом.
Музыка из кинофильмов, произведения старинных и
современных
композиторов.
Подбор
на
слух
произведений, различных по жанрам и
стилям. Владение навыками аккомпанемента.
Пятый год

38

обучения

Темы и содержание занятий

Четвертый год

Кол-во
часов
32

Кол-во
часов
32

38

обучения

Темы и содержание занятий
Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре
А.Сеговии. Включение в план произведений с элементами
полифонии.
Произведения классической и народной музыки,
эстрадные и бардовские песни.
Совершенствование техники в различных видах арпеджио
и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в
высоких позициях. Подбор аккомпанемента к песням и
романсам.
Игра в ансамбле.

Кол-во
часов
32

38

Шестой год
Календарные
сроки
I полугодие

II полугодие

обучения

Темы и содержание занятий
Включение в репертуар несложных произведений
крупной формы и полифонии. Изучение различных по
стилям и жанрам произведений.
Подготовка итоговой программы.
Совершенствование техники аккордовой игры, барре,
вибрации и легато. Произведения зарубежной и русской
классики. Итоговая
аттестация.

Кол-во
часов
32

38

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных
исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для
различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также
планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной
грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений:
народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту:
современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный
звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнение на первой и второй струнах.
2.Упражнение на трех струнах.
3.Упражнение на шестой струне.
4.Упражнение на пятой и шестой струнах.
5.Упражнение на басах.
6. И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
7.Упражнение "Маленький кораблик".
8.Упражнение на прием арпеджио. 9.Этюд на
прием арпеджио.
10.Х.Сагрерас. Этюд.
11.Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с
русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть
аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7- Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», И.С.Бах
«Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы».

Примерные исполнительские программы

1 вариант

И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик» Л.Иванова
«Тучка»
2 вариант
В.Козлов. Полька «Тип-топ»
Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
3 вариант
М.Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина В.Борисевич
Постановочный этюд №1
4 вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
5 вариант
М. Каркасси Андантино А.Мори
«Пьеса для мальчика» Л.Иванова
«Тараканище»
6 вариант
М. Джулиани Аллегро Д.
Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков «Частушка»
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без
применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники
левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет
мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в
вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра
в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей
включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности мажорных аккордов
С-F-G7 -C

D-G-A7-D

G-C-D7-G

E-A-B7-E

A-D-E7 -A

Рекомендуемые простые последовательности минорных аккордов
Am -Dm-E7–Am

Em-Am-B7-Em

Dm-Gm-A7-Dm

Bm-Em-#F7-Bm

Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения
для развития техники и упражнения для развития пальцев
правой руки» Е.Шилина;
упражнения
в стиле кантри и три упражнения
в стиле рок-н-ролл.
Журнал
«Гитарист» 1994 г.;
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги».
Примерные исполнительские программы

1 вариант

И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
2 вариант
Ю.Литовко «Маленький гитарист» М.
Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3 вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли Рондо
По окончании второго года обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом баре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские
песни в тональностях e-moll, d-moll.
Третий год обучения

- В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой
руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
- Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет
мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в
вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра
в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей
включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
- В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
- Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности мажорных аккордов
F-C -G7-C

G-D-A7-D

C-G-D7-G

A-E-B7 -E

D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности минорных аккордов
Dm-Am-E7-Am
Am-Em-B7 -Em
Gm-Dm-A7-Dm
Рекомендуемые упражнения и этюды

Em-Bm-#F7-Bm

Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
И.С.Бах «Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
В. Ерзунов Этюд №2
Н.Паганини Ариетта Ф.де
Милано Канцона
2 вариант
Г.Перселл Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского
3 вариант
А.Иванов-Крамской Прелюдия
В.Борисевич «Рождество» Ц.Кюи
«Весеннее утро»
По окончании третьего года обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом баре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские
песни в тональностях e-moll, d-moll.
Четвертый год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и
ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо
подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с
элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио
с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em,
Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,
Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-B7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов: C-A7Dm-G7-C,
Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,
Am-G7-C-E7-Am,
двойная доминанта:
Em-#F7-B7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани, этюды
Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д. Рекомендуемые
ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»;
В.Козлов «Неаполитанские ночи»;
А.Виницкий «Лирическая мелодия»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Рамирес «Странники»
М.Каркасси Прелюд
В.Бортянков «У причала»
2 вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
3 вариант
Дж.Леннон -П.Маккартни
«Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
4 вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
5 вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
6 вариант
В.А.Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности
программных требований.
По окончании четвертого года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды
F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
Пятый год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и
ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо
подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с
элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио
с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-bB-E7/B-Am/C-A7/#C-Dm- #Do-E7—Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также
современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги,
Ф.Сора,
Э.Пухоля,
М.Джулиани,
М.Льобета,
Ф.Молино,
М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В. Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах
«Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой Р.Бартольди
Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр.М.Александровой А.Виницкий
«Маленький влюбленный червячок из земляники» Н.Кост Баркарола
3 вариант
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр.М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр.С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
5 вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
6 вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова И.С.Бах
Ария, обр. А.Ширшова
По окончании пятого года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды
F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
Шестой год обучения
Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня
развития музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и

техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в образовательную
организацию среднего профессионального образования. Изучение различных по стилям и жанрам
произведений, в том числе, входящих в программу вступительного экзамена. Совершенствование
исполнения гамм, упражнений и этюдов. Участие в классных, тематических, общешкольных и
выездных концертах.
Примеры программ итогового экзамена:
Вариант 1
Понсе М. Гавот (в стиле С.Л.Вайса)
Джулиани М. Сонатина Соль мажор, ор.71, №2, I ч.
Барриос А. Дон Перес Фрэир (танго)
Джулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48, №23
Вариант 2
Мударра А. Фантазия №10
Карулли Ф. Соната Ля мажор, I ч.
Альбенис И. «Шумы залива» (малагенья)
Вила-Лобос Э. Этюд №8
Вариант 3
Бах И.С. Прелюдия Ля мажор, BWV 1009
Диабелли А. Соната До мажор, I ч.
Высотский М. «Пряха»
Джулиани М. Этюд До мажор, ор.48, №19
Вариант 4
Бах И.С. Аллеманда ля минор, BWV 996
Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10
Лауро А. Ангостура (венесуэльский вальс)
Вила-Лобос Э. Этюд №1
Вариант 5
Фрескобальди Дж. Ария с вариациями
Джулиани М. Соната До мажор, ор.15, I ч.
Иванов-Крамской А. Тарантелла
Каркасси М. Этюд До мажор, ор.60, №22
I. Требования к уровню подготовки учащегося
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а
также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и
приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (динамика, агогика, тембр);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для
сольного исполнительства на гитаре;
- знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать
их в работе игрового аппарата;
- уметь самостоятельно настраивать инструмент;
- уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;

- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов
аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств
выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навыки чтения с листа несложных произведений, необходимые для ансамблевого
музицирования и аккомпанемента;
- приобрести навыки подбора по слуху, так необходимые в дальнейшем будущему
аккомпаниатору;
- приобрести навык публичных выступлений как в качестве солиста, так и участника
ансамбля.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя
тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию
работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей гитары;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (сонаты, вариации, сюиты, циклы) в соответствии с программными
требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- умение подбирать по слуху;
- навыки воспитания слухового контроля, умения управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
- навыки использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения
анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства,
использования художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе
обучения по конкретно пройденному материалу.
Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Вид контроля
Текущий контроль

Задачи
- поддержание учебной дисциплины,
- выявление отношения учащегося к изучаемому

Формы
контрольные уроки,
академические

Промежуточная
аттестация

Итоговая аттестация

предмету,
- повышение уровня освоения текущего учебного
материала. Текущий контроль осуществляется
преподавателем по специальности регулярно (с
периодичностью не более чем через два, три
урока) в рамках расписания занятий и предлагает
использование различных систем оценивания.
Результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых, годовых
оценок.
определение успешности развития учащегося и
усвоения им программы на определенном этапе
обучения

определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета

концерты,
прослушивания к
конкурсам, отчетным
концертам

зачеты (показ части
программы,
технический зачет),
академические
концерты,
переводные экзамены
Экзамен проводится
в выпускных классах

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по
специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка
навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения
навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени
готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение четверти (полугодия) в зависимости
от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его
мотивации к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные прослушивания могут проводиться в классе в присутствии других преподавателей,
включать в себя элементы беседы с учащимся и обсуждение рекомендательного характера.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или
академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированные и
недифференцированные с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой
публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей,
учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с
учеником 2-3 произведения; выступление ученика оценивается комиссией.
Переводные экзамены могут проводиться в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы
демонстрирует уровень освоения предмета данного года обучения. Переводной экзамен проводится с
применением дифференцированных систем оценок, завершается обязательным методическим обсуждением.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий
класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы.
Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), в соответствии с действующими учебными планами.
2. Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки
по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)
Зачет (без оценки)

IV.

- исполнение программы целиком без остановок и
существенных ошибок;
- ясным, внятным звуком;
- ритмично;
- в достаточной степени выразительно;
- исполняемые произведения соответствуют примерным
программным требованиям.
Все требования к качеству звука, ритмичности,
музыкальности исполнения, а также уровень сценической
культуры оцениваются в соответствии с возрастом и
годом обучения.
Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам
предыдущего раздела, например:
- заметная ошибка, либо несколько менее значительных;
- некачественное звучание инструмента;
- неритмичное исполнение;
- невыразительное исполнение;
- несколько заниженный уровень сложности программы.
Степень данных недочетов в исполнении оценивается
комиссией.
Значительное несоответствие исполнения какому-либо
пункту/пунктам первого раздела, например:
- множественные ошибки или остановки;
- значительно заниженный уровень сложности
программы;
- различные комбинации пунктов 1-4.
Отказ от выступления, либо невыученность программы и
невозможность доиграть ее до конца.
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно
исполнять на гитаре произведения из репертуара, разработанного детской школой искусств, а
также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и
навыки аккомпанирования. В работе с учащимся преподавателю необходимо следовать основным
принципам дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность, наглядность
в освоении материала.
Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый, как
индивидуальное занятие педагога с учеником. В некоторых случаях на начальном этапе обучения
(1, 2 классы) возможны уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно в целях
расширения кругозора, создания в классе коллективной творческой обстановки, а также для
первоначального знакомства с игрой в ансамбле.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа
над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Необходимо
прививать ему сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное
представление о той художественной цели, которой они служат.
Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него
свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение
целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все
это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы
педагога и учащегося.
Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему средству
музыкальной выразительности гитариста, а также правильным движениям пальцев правой руки.

Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над
вибрацией следует
приступить, когда учащийся усвоит необходимые
постановочные и
двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней
потребности к вибрации.
Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной
аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с
аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления
учащегося, помогает укреплению и совершенствованию его ритмической организации, заставляет
добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий,
рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков
самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в
процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуальнопсихологические и физические особенности.
На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над
домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия с родителями
учащихся на протяжении всего периода обучения.
В начале обучения в школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о
гитаре как о сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также знакомить ученика с
важнейшими сведениями об истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших
исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о
назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.
Посадка
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским
началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной
слитности исполнителя с инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней,
высотой пропорционально его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с
плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым
плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается
нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая
точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на
уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки
Постановка правой руки - один из важнейших компонентов для формирования качества
звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.
Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на
большом овале гитары. Руку необходимо чувствовать всю от плечевого сустава, держа ее как бы
навесу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом
руки - ни предплечьем, ни локтевым сгибом.
Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном
положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно
быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье
находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы
располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение
Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе
постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев.
Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.
Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать
струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап:
установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть
хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма.
Оттягивание струны производится всем пальцем целиком от пястного сустава по направлению к

передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно
над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая
фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного,
среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна
естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким
тембром.
Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения
возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным
суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.
В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым
способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у
ученика ногти тонкие и хрупкие, то приходится применять безногтевой способ. При описанной
выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть
пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается,
струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Приемы звукоизвлечения
Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть
исполнена любая фактура без исключения, так как траектория движения кончика пальца при этом
такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.
Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец
прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность
звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном
выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки
Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне.
Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе,
предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на
шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя.
Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в
позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и
физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть склоненным чуть вправо. На
шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне увеличивается.
С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под
постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого
конкретного случая.
При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной
стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка
выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец
перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится
более плоским, а пальцы круче сгибаются.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер
и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагогам-гитаристам в связи с теми
или иными проблемами в своей области необходимо обращаться к научным и методическим
исследованиям по другим специальностям, прежде всего, к скрипичным и фортепианным.
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по
предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и
друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого
отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и
концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных
фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные
произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с
историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом
классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром
будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны
быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи –
с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню
музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений
классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя
из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской
практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает
знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально- игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).

V.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
2.
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., КлассикаXXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев,
2003
Нотная литература
1. Барриос
А. Произведения для шестиструнной гитары
Сост.В.Максименко.- М., 1989
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста
№3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост.
Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М.,
1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М.,
1998
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М.,
2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.ИвановКрамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. М., 1967

11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды
для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
13. Популярные
пьесы и этюды для шестиструнной
гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М.,
1983
15. Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
3-5 кл. детских

музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
4-5 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная
гитара: Подготовительный
и первый классы детской
музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986

Шмелева
Елена
Валентиновна

Digitally signed by Шмелева Елена Валентиновна
DN: ИНН=344204911250, СНИЛС=01363658034,
E=buhgshi@mail.ru, C=RU, S=Волгоградская область,
L=р.п.Городище, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ""
ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", G=Елена Валентиновна,
SN=Шмелева, CN=Шмелева Елена Валентиновна
Reason: I am the author of this document
Location: your signing location here
Date: 2021.05.10 10:57:07+04'00'
Foxit Reader Version: 10.1.3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».