Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Городищенская детская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Саксофон, кларнет» - 6 лет обучения
Предметная область
ПО.1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА
Разработчик(и) программы:
Шмелева Е.В. – преподаватель
Аствацатуров Д.В. – преподаватель
р.п. Городище, 2016
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
-
Срок реализации учебного предмета
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий
-
Цель и задачи учебного предмета
-
Структура программы учебного предмета
-
Методы обучения
-
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
-
Учебно-тематический план
-
Годовые требования
III. Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки
IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
-
Методическая литература
-
Учебная литература
-
Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по видам
инструментов (далее – «Инструментальное исполнительство (кларнет, саксофон»)
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на духовых музыкальных инструментах в
детских школах искусств.
Учебный предмет «Инструментальное исполнительство (кларнет, саксофон»
направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на
кларнете, саксофоне, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Программа адаптирована под определенный уровень и требования в данной
школе, учитывая разные музыкальные данные обучающихся, реакцию и
целостность системы мышления. Программа позволяет наиболее полно
реализовать общие задачи в каждом классе обучения с учетом индивидуальных
способностей обучающихся – степень одаренности, способности, интерес к
обучению, мотивация этого процесса.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Инструментальное исполнительство
(кларнет, саксофон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в
индивидуальной форме.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или
иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять
индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(кларнет, саксофон)» со сроком обучения 6 лет, продолжительность учебных
занятий со второго по шестой годы обучения составляет 33 недели в год, для
учащихся первого класса и выпускного класса – 32 недели.
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Сведения о затратах учебного времени
Затраты учебного времени
Всего
часов
1-й год 2-й год
1
2
3
4
16 16 16 17
3-й год 4 год
5
6
7
8
16 17 16 17
5-й год 6-й год
9
10 11 12
16 17 16 17
32
32 32
34
32
34 32
34
32
34 32
34
394
32
32 32
34
32
34 48
51
48
51 48
51
493
64
64 64
68
64
68 80
85
80
85 80
80
887
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Кларнет, саксофон» составляет 887
часов в год. Из них: 394 часа – аудиторные занятия, 493 часа – самостоятельная
работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 - 6
классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 классы – по 2 часа
в неделю, 4-6 классы – по 3 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является развитие музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и
навыков,
позволяющих
воспринимать,
осваивать
и
исполнять
на
кларнете/саксофоне произведения различных жанров и форм в соответствии с
программными требованиями, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
• ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и
исполнительскими возможностями;
• формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
• приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
• приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
• формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
• оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного
общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
• воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
• воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация
приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями
концертов и конкурсов.
Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и
видео техникой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый класс
I полугодие
Календарные сроки
I четверть
II четверть
II полугодие
Календарные сроки
III четверть
IV четверть
Содержание и вид работы
Вводная часть. Знакомство с инструментом.
Постановка дыхательного аппарата.
Постановка рук, губного аппарата.
Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания.
Понятие ноты, звука, высоты звука, длительности его
звучания.
Понятие ритма.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
Работа над учебно-тренировочным материалом.
Постановка исполнительского аппарата.
Выработка правильного положения инструмента во время
игры на саксофоне.
Содержание и вид работы
Изучение начальных пьес.
Знакомство с гаммами Соль мажор, ми минор, арпеджио,
понятие тон, полутон.
Понятие мажора и минора.
Исполнение интервалов различными длительностями
(половинными, четвертями).
Знакомство с этюдом.
Знакомство с ансамблем.
Понятие диез, бемоль, бекар.
Пьесы с одним и двумя диезами и бемолями.
Задачи:
1. Постановка дыхательного аппарата.
2. Постановка рук, губного аппарата.
3. Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания.
4. Исполнение несложных пьес, этюдов.
1 раздел.
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Режим занятий. Правила техники
безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке. Нарисовать рисунок на тему исполняемого произведения,
иметь представление о содержании, уметь объяснить характер произведения.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте. Работа над учебно-тренировочным
материалом.
4.1. Общие сведения о кларнете/саксофоне, об истории его создания, строении, о
способе звукоизвлечения. Постановка исполнительского аппарата. Выработка
правильного положения инструмента во время игры. Выполнение
подготовительных упражнений на постановку дыхательного и губного аппарата
(без инструмента):
• Упражнения на дыхание;
• Упражнения на формирование координации движений пальцев обеих рук.
• Упражнения на развитие музыкального слуха: пение отдельных звуков,
простейших мелодических оборотов.
Упражнение на формирование начальных исполнительских навыков игры на
кларнете:
• исполнение отдельных долгих звуков на полное дыхание;
• исполнение интервалов различными длительностями (половинными,
четвертями);
• исполнение мажорных и минорных гамм в одну октаву и трезвучия.
4.2. Работа над произведением.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2
этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
1. Постановка исполнительского аппарата: положение губ, мундштука на губах,
положение корпуса головы, рук, инструмента.
2. Постановка исполнительского дыхания.
3. Звукоизвлечение на инструменте, понятие об атаке звука.
4. Овладение диапазоном инструмента от «ми» малой октавы до звуков 2-ой
октавы (для продвинутых учащихся).
5. Привитие элементарных навыков исполнения штрихов: «деташе», «легато»,
«стакатто».
В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 1-м знаком.
Мажорные: соль, фа, До – в I ,II октавы;
Минорные: ля, ми – в I ,II октавы; в медленном темпе, штрихами: «деташе»,
«легато», «стакатто», длительностями – четвертями, восьмыми, трезвучие.
Прививать навыки чтения нот с листа.
Примерный репертуарный список.
Кларнет
Школа игры на кларнете. Розанова.
Русская народная песня "Летал голубь сизый".
Моцарт. "Аллегретто".
Бекман. "Елочка".
Мясковский. "Весеннее настроение".
Моцарт. "Деревенские танцы".
Перголези. "Пастораль".
Русская народная песня "Я на камушке сижу".
Белорусский народный танец "Янка".
Саксофон
М.Шапошникова ″Труба зовет″
Русская народная песня ″Как пошли наши подружки.″
Ф.Шуберт″ Вальс″
И.Бах ″Песня″
Л.Бетховен ″Экосез″
Р.Шуман″ Мелодия″
Второй класс
I полугодие
Календарные сроки
I четверть
II четверть
Содержание и вид работы
Повторение пройденного материала за первый класс.
Самостоятельно выученная пьеса за лето.
Изучение штрихов деташе, легато, стаккато, мартле.
Упражнения на дыхание ( длинные ноты).
Работа над развитием мелкой техники (исполнение
этюдов и гамм в более подвижном темпе).
II полугодие
Календарные сроки
III четверть
IV четверть
Содержание и вид работы
Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и
укрепление дыхательного аппарата).
Навыки ансамблевой игры.
Работа над произведением.
Самостоятельный разбор несложных произведений с
целью развития навыков чтения с листа.
Игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним
знаком при ключе в пределах 1 – 2-х октав, с
использованием штрихов non legato, legato, staccato.
Задачи:
1. Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более
подвижном темпе).
2. Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного
аппарата).
3. Дальнейшее изучение теоретических правил.
4. Исполнение стаккато, легато. Привитие навыков чтения с листа, привитие
навыков игры в ансамбле.
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом
Упражнения на закрепление и расширение начальных навыков игры на кларнете:
• воспроизведение длинных звуков в большем диапазоне;
• игра интервалов различными длительностями (восьмыми и шестнадцатыми);
• игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе в
пределах 1 – 2-х октав, с использованием штрихов non legato, legato, staccato.
• игра секвенций освоенными штрихами;
• игра этюдов на закрепление полученных навыков игры.
4.2. Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных
произведений с целью развития навыков чтения с листа. Рисунки на тему
исполняемых произведений, рассуждение и представление о содержании. Подбор
мелодии по слуху.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений:
1-2этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
1. Совершенствование исполнительского аппарата.
2. Укрепление исполнительского дыхания.
3. Развитие подвижности языка и пальцев.
4. Расширение диапазона извлекаемых звуков.
5. Систематическая работа над улучшением качества звучания инструмента.
6. Совершенствование навыков исполнения штрихов: «деташе», «легато»,
«стаккато».
В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 2- мя знаками.
Мажорные: Ре, си b - в 2 октавы
Минорные: си, соль - в 2 октавы
В умеренном движении, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто» трезвучия,
обращение трезвучия.
Длительностями – четвертями, восьмыми
4-6 этюдов; 8-10 Пьес;
2-4 Пьесы по ансамблю.
Примерный репертуарный список.
Кларнет
Глинка. "Северная звезда".
Брамс. "Колыбельная".
Госсек. "Гавот".
Глинка. "Полька".
Раков. "Шутка".
Григ. "Лирическая пьеса".
Бах. "Прелюдия".
Барток. "Вечер в деревне".
Комаровский. "Веселая пляска".
Моцарт. «Песня пастушка»
Саксофон
И.Брамс ″Петрушка″
М.Мусоргский ″Песня Марфы″
В.Моцарт ″Деревенский танец″
Г.Гендель ″Гавот с вариациями″
Ж.Бизе ″Менует″
П.Дюбуа″Маленький балет″
Третий класс
I полугодие
Календарные сроки
III четверть
IV четверть
Содержание и вид работы
Работа над учебно-тренировочным
материалом.
Подбор упражнений, этюдов, пьес.
Самостоятельный настрой
инструментов, чтение с листа,
самостоятельный разбор
произведений.
Освоение навыков самостоятельного
разбора несложных произведений.
Чтение нот с листа, игра в ансамбле.
Работа над крупной формой.
Упражнения.
Итого:
Задачи:
1. Сформировать умение поставить художественные цели и задачи, достижение
их на различных этапах работы.
2. Работа над оттенками и определение их роли в нахождении выразительности
образа.
3. Приобретение навыков исполнения двойного стаккато, правильное исполнение
акцентов.
4. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа и игры в ансамбле.
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты. Тональности до трех знаков при ключе. Должны
уметь исполнять 4-6 этюдов, 4-6 пьес, 2 ансамбля. Продолжается систематическая
работа над развитием навыков чтения с листа.
3 раздел.
Беседы о музыке.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом мажорные и минорные гаммы,
арпеджио трезвучий до трех знаков включительно в освоенном диапазоне.
Разучивание 4 - 6 этюдов. Продолжается систематическая работа над развитием
навыков чтения с листа. Все о постановке исполнительского аппарата, об
упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же
какие конкретно гаммы/арпеджио.
4.2. Работа над произведением. 4-6 пьес. Транспонирование. Учащиеся должны
научиться определять форму, характер произведения, точно воспроизводить
текст. Уметь выделять сложные места в произведениях и отдельно их
отрабатывать. Уметь исполнять все произведения выразительно, с точной
штриховкой и нюансировкой, наиболее полно выражая замысел композитора.
Овладеть навыками исполнения двойного стаккато. Уметь самостоятельно
настроить инструменты в ансамбле, слышать гармонию.
4.3. Работа над ансамблем. 2 ансамбля. Взаимозаменяемость на занятиях в
ансамбле, самостоятельный настрой инструментов, чтение с листа,
самостоятельный разбор произведений.
Годовые требования
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2
этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
1. Совершенствование исполнительского аппарата ученика.
2. Развитие навыков координации губ, пальцев, языка, развитие техники.
3. Развитие исполнительского дыхания.
4. Расширение диапазона извлекаемых звуков.
5. Дальнейшая систематическая работа над улучшением качества звучания
инструмента.
6. Практическое изучение мелодических украшений: форшлагов, мордентов,
трелей. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти.
7. Совершенствование навыков исполнения штрихов.
8. Привитие навыков исполнения хроматической гаммы (для подвинутых
учащихся).
9. Овладение навыками аппликатуры в 3 октаве.
В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 3-мя знаками.
Мажорные: ля, ми b, - в 2, 3 октавы; Минорные: фа#, До - в 2, 3 октавы.
Хроматическая гамма (для подвинутых учащихся) в быстром темпе, штрихами:
«деташе», «легато», «стакатто», комбинированным штрихом, длительностями –
восьмыми, шестнадцатыми, трезвучие, обращение трезвучия.
4-6 этюдов, 8-10 Пьес, 2-4 Пьесы по Ансамблю совершенствовать навыки игры в
Ансамбле, по чтению нот с листа.
Примерный репертуарный список.
Кларнет
Калинников "Грустная песенка".
Кабалевский. "Полька".
Шостакович "Романс".
Бетховен "Сонатина".
Римский-Корсаков "Песня индийского гостя".
Слепов "Лирическая полька".
Перголези "Песня".
Косенко "Мазурка".
Саксофон
Американская народная песня ″Чарли и медведь″.
Н. Делло ″Безделушка″.
И.Дунаевский ″Колыбельная″.
Э.Донато ″Танго″.
К.Дебюсси ″Маленький негритенок″.
Четвертый – пятый классы
I полугодие
Календарные сроки
I
II
Содержание и вид работы
Повторение пройденного материала за третий класс.
Самостоятельно выученные пьесы за лето.
Дальнейшая работа над: интонацией, динамикой
звучания, ритмом.
Работа над учебно-тренировочным материалом,
подбор этюдов, пьес.
II полугодие
Календарные сроки
III
IV
Содержание и вид работы
Работа над произведением.
Разучивание произведений крупной формы
(сонатины, вариации).
Упражнения и этюды.
Продолжение работы над крупной формой.
Освоение навыков самостоятельного разбора
несложных произведений.
Чтение нот с листа, игра в ансамбле.
Задачи:
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке. Сонатина и вариации.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр.,
на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно
гаммы/арпеджио.
4.2. Работа над произведением. Разучивание произведений крупной формы
(сонатины, вариации). Показ-исполнение педагогом нового произведения. Беседа
о форме, художественном образе произведения, о характере музыки. Разбор
каждой части по отдельности. Определение тональности, размера, темпа. Работа
над чистотой звукоизвлечения, точностью интонирования.
Самостоятельный разбор произведения (простейшей вариации или сонатины),
самостоятельный анализ произведения на уроке. Самостоятельное чтение с листа.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 3-4 произведений: 2-3
этюдов, 3 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
В течение учебного года учащиеся знакомятся с простейшей формой вариаций и
сонатин. Овладевают умением выделять тему – мелодию, постигают характерные
приемы исполнения вариаций. В работе над крупной формой необходимо
подготовить музыкально-художественное мышление, технические навыки,
умение слышать гармонии в сопровождении концертмейстера.
1. Совершенствование навыков координации работы губ, языка, пальцев в
подвижном темпе, развитие техники, исполнительского дыхания.
2. Расширение диапазона, работа над качеством извлекаемых звуков в верхнем
регистре, что касается строя.
3. Изучение методических украшения: трелей, форшлагов, мордентов.
4. Закрепление элементарных навыков аппликатуры в верхнем регистре (в 3
октаве).
5. Совершенствование навыков исполнения хроматической гаммы (для
подвинутых учащихся).
6. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти.
В течение учебного года проработать с учеником гаммы до 4-х знаков.
Мажорные: ля b , ми - в 3 октавы
Минорные: фа, до# - в 3 октавы
в быстром темпе, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто», комбинированным
штрихом, трезвучие, обращение трезвучия, длительностями – восьмыми,
шестнадцатыми.
Хроматическая гамма (для подвинутых учащихся).
4-6 этюдов, 8-10 Пьес.
2-4 Пьесы по Ансамблю.
Совершенствовать навыки игры в Ансамбле, по чтению нот с листа.
Примерный репертуарный список.
Кларнет
Баккерини. "Менуэт".
Мендельсон. "Бартольди", "Весенняя песня".
Пашетти. "Престо".
Моцарт. "Аллегретто".
Чайковский. "Подснежник".
Бетховен. "Сонатина".
Щедрин, "Шутка".
Мендельсон, "Адажио".
Саксофон
А. Лансен ″Саксофониана″.
М.Мусоргский ″Старый замок″.
С.Прокофьев ″Шествие кузнечиков″.
А.Дворжак ″Юмореска.″
А.Куперен ″Дилижанс.″
Г.Гендель ″Ария с вариациями.″
Шестой класс
I полугодие
Календарные сроки
I
Содержание и вид работы
Повторение пройденного материала за третий класс.
Самостоятельно выученные пьесы за лето.
Дальнейшая работа над: интонацией, динамикой
звучания, ритмом.
II
II полугодие
Календарные сроки
III
IV
Работа над учебно-тренировочным материалом, подбор
этюдов, пьес.
Содержание и вид работы
Работа над произведением.
Разучивание произведений крупной формы
(сонатины, вариации, концерты).
Упражнения и этюды.
Продолжение работы над крупной формой.
Освоение навыков самостоятельного разбора более
сложных произведений.
Чтение нот с листа, игра в ансамбле.
Задачи:
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке. Сонатина и вариации, концерты.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр.,
на технику звукоизвлечения и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.
4.2. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на
зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в
подвижном темпе различными штрихами. Хроматическая гамма (для подвинутых
учащихся).
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Учащиеся в течение учебного года должны подготовить и исполнить
программу выпускного экзамена, используя все навыки игры, полученные при
обучении в предыдущие годы. На экзамене могут быть исполнены: одна из пьес,
произведения крупной формы: соната или вариации, концерт или части концерта.
На выпускном экзамене, в качестве одного из произведений может быть исполнен
ансамбль.
Рекомендуемые произведения:
Кларнет
1. Вебер К. Вариации для кларнета и фортепиано;
2. Вебер К. Концерт №1, II и III части;
3. Комаровский С. Импровизация;
4. Крепш Ф. Большая фантазия;
5. Мессаже А. Конкурсное соло;
6. Рабо А. Конкурсное соло;
7. Раухвергер М. Каприс;
8. Шостакович Д. Адажио, вальс, скерцо.
Примеры программы выпускного экзамена:
1 вариант
2 вариант
– Вебер К. Концерт №1, II и III части; – Вебер К. Вариации для кларнета и
– Шостакович Д. Скерцо.
фортепиано;
– Раухвергер М. Каприс.
Саксофон
1. Daintree S. «Saxophone Thoughts»;
2. Абрэу Э. «Тико – тико»;
3. Видофт Р. «Мазанетта»;
4. Керма В. «Пальцы Руди»;
5. Лакт М. «Рубато Видофта»;;
6. Маккер Р. «Жонглер»;
7. Ривчун А. «Концертный этюд».
8. Кониц Л. «Экстаз Кэри» (Konitz L. «Kary’s Trance»);
9. Маллиган Дж. «Львиная тропа» (Mulligan G. «Line For Lyons»);
10. Гершвин Дж. «Летняя пора» из оперы «Порги и Бесс» (Gershwin G.
«Summertime» from the opera «Porgy and Bess»);
11. Арлен Г. «Весь мир на струне» (Arlen H. «I’ve Got the World On a String»).
Примеры программ выпускного экзамена:
1 вариант
2 вариант
1. Сапаров В. Сонатина для альт- 1. Naulais J. «Pettite suite Latine» por
саксофона и фортепиано;
saxophone Alto et Piano;
2. Гершвин Дж. «Летняя пора» из 2. Арлен Г. «Весь мир на струне»
оперы «Порги и Бесс» (Gershwin G.
(Arlen H. «I’ve Got The World On A
«Summertime» from the opera
String»).
«Porgy and Bess»).
III. Требования к уровню подготовки учащегося
По окончанию обучения по программе выпускники должны:
- владеть основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать
их на практике,
- уметь исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и
эпохе, анализируя свое исполнение,
- уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеть навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
- уметь исполнять на инструменте выразительно и технично произведения
отечественных и зарубежных композиторов, гаммы, этюды;
- анализировать музыкальное произведение или народную песню: определять
характер музыки, темп, размер, лад, особенности фактуры, основные разделы
музыкальной формы;
- исполнять по нотам (с листа) незнакомое произведение;
- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать произведение;
- подбирать по слуху мелодии знакомых песен и любимых произведений;
- знать устройство кларнета, саксофона его технические и выразительные
возможности.
IV. Формы и методы контроля, критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
• текущий контроль,
• промежуточная аттестация учащихся,
• итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
являются:
• систематичность,
• учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию
регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного
материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные
психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий
учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов
занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля
являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных
концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности
школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные зачеты (дифференцированные);
• академические концерты;
• контрольные уроки.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное
исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут
проходить в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением
программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы
данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением
дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое
обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое
полугодие или один раз в год.
Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они
проводятся) и зачетов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в
характере и нужных темпах.
4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы,
недостаточно выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному
искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие
музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в
различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность
личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Шестилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей
требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной
задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные
особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии
его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой –
посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей,
просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию,
при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь
репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а
главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный
подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРИЗВЕДЕНИЙ
(для кларнета)
1. Хрестоматия для кларнета» (1 ч.)
2. (1-3 классы) изд. «Музыка» Москва 1984 г., сост. И.Мозговенко.;
3. «Хрестоматия для кларнета» (2 ч.) (1-3- классы) изд. «Музыка» Москва 1994г.,
сост. И.Мозговенко;
4. «Пьесы советских композиторов» (для кларнета в сопровождении фортепиано)
– старшие классы ДМШ изд. «Советский композитор» 1984 г. , сост. В.Сергеев;
5. «Пьесы для начинающих» (для кларнета в сопровождении фортепиано) изд.
«Музыка» Москва 1986 г., сост. В.Сергеев.;
6. «Школа игры на кларнете» С.Розанова (1 ч.) изд. «Музыка», Москва 1982 г.;
7. «Школа игры на кларнете» С.Розанова (2 ч.) изд. «Музыка» Москва 1990 г.;
8. «Хрестоматия для кларнета» (4-5 классы) ДМШ, часть 1, изд. «Музыка»
Москва 2002 г. сост. И.Мозговенко;
9. «Азбука кларнетиста» изд. «Советский композитор» Москва 1987 г. сост.
В.Гетман.;
10. «Пьесы для кларнета» (2 класс)), изд. Украина 1985 г. сост. П.И.Воловой,
С.СМ. Кобзарь;
11. «Школа игры на кларнете» Б. Дикова изд. «Музыка» Москва 1978 г.;
12. «Классические произведения для кларнета» изд Вилнюс 1977 г.;
13. «Школа игры для кларнета» изд. Украина 1971 г. сост. М.Тимоха;
14. «Классические произведения для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт 1959 г.;
15. «Пьесы для кларнета и фортепиано» (4-5 классы) изд. «Композитор» СанктПетербург 2002 г. сост. И.Гальперин.;
16. «Пьесы для кларента» (5 класс) изд. Украина 1978 г. сост. С.В.Гезенцвей, А.И.
Жученко;
17. «Хрестоматия для кларнета» (3-4 класс) ДМШ изд. «Музыка» Москва 1982 г.;
18. «Пьесы русских композиторов» для кларнета изд. «Музыка» Москва 1983 г.;
19. «Юный кларнетист» изд. «Советский композитор» 1990 г. сост. И.Галкин.
Пособие для учащихся 1-5 классов ДМШ;
20. «Хрестоматия для кларнета» (1-2 класс), изд. «Музыка» Москва 1981 г. сост.
А.Штарк, И.И. Мозговенко;
21. «Альбом кларнетиста» (вып. 1) изд. «Советский композитор» Москва 1990 г.
сост. Б.Прорвич;
22. «Классические произведения» для кларнета изд. Венгрия, Будапешт 1977 г.
23. «Пьесы для кларнета» (1 класс) изд. Украина 1984 г. сост. П.И.Воловой, С.С.
Кобзарь;
24. «Пьесы для кларнета» изд. Литва Каунас 1982 г.;
25. «Пьесы советских композиторов» для кларнета, изд. «Советский композитор»
Москва 1968 г.
26. «Хрестоматия для кларнета» (1-3 классы) ДМШ часть 1, изд. «Музыка»
Москва 1994 г., сост. И.Мозговенко, А.Штарк.;
27. «Пьесы для кларнета» изд. Венгрия Будапешт 1972 г.
28. А.Гедике «12 Пьес для кларнета» в сопровождении фортепиано» изд. Москва
1952 г.
29. «Десять пьес русских композиторов для кларнета» изд. Москва 1962 г. сост.
А.Семенов;
30. «Альбом ученика – кларнетиста» учебно-педагогический репертуар для ДМШ
изд. Украина Киев 1975 г. сост. Н.Тимоха.;
31. «Пьесы для кларнета» изд. Москва 1955 г. сост. А.Семенов;
32. Стамитц «Концерт для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт;
33. «Классические произведения для кларнета» (концерты) изд. Венгрия.
Будапешт 1979 г.
34. Моцарт «Концерт для кларнета» (ля минор) изд. Москва 1979 г.;
35. «Пьесы для кларнета» (вып. 1), (муз. училище) изд. Украина 1979 г. сост. К.
Мюльберг.
36. «Пьесы для кларнета» (вып.2) музыкальное училище, изд. Украина 1980 г.
сост.К.Мюльберг.
(для саксофона)
1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.- Изд.
военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории, 1973
2. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано. 1-й сборник.Варшава, 1964; 2-й сборник.-Варшава. 1965 Концерты для саксофона / Сост. М.
Шапошникова.-М., 1986 Кртишка С. Школа игры на саксофоне.-Прага: Супрафон,
1981 Горбульскис Б. Лирический вальс (для саксофона и фортепиано).-М., 1964
3. Пушечников И. Легкие этюды для гобоя.-М, 1954
4. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.- М., 1981
5. Пьесу советских композиторов. Вып. 2 / Сост. Л. Михайлов.-М., 1982
6. Пьесы советских композиторов / Сост. М. Шапошникова.-М., 1986
7. Хежда Т. Избранные этюды и джазовые импровизации, Варшава, 1964 Хежда
Т. Школа игры на саксофоне.-Краков, 1976 Херар П. Школа игры на саксофоне.Будапешт, 1963 Хрестоматия для саксофона-альта / Сост. Б. Про-рвич.-М, 1978
Хрестоматия для саксофона-баритона / Сост. Б. Прорэич.-М., 1980 Хрестоматия
для саксофона. 1-3 классы ДМШ / Сост. М. Шапошникова.
8. М.. 1985 Хрестоматия для саксофона, Ч. I. Тетр. 1 / Сост. М. Шапошникова.
9. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. - М.: Музыка, 1975
10.Михайлов Л. Пьесы советских композиторов для саксофона и фортепиано: Сб.
- М.: Сов. композитор, 1982
11. Пьесы советских композиторов для саксофона и фортепиано. - М.: Сов.
композитор,1982
12. Ривчун А. Школа для саксофона. - М.: Сов. композитор, 1969
13. Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. – М.: Музыка, 1985
14. Ривчун А. Концертный этюд.-М., 1986
15. Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона,- М., 1
16. Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона.-М., I960 Ривчун А.
Школа игры на саксофоне. Ч. 1.-М., 1965 Рнвчун А. Школа игры на саксофоне. Ч.
2.-М., 1966 Сальвиани К. Этюды для гобоя.-Прага,, 1972
17.Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун.-М., 1963 Сборник
пьес для саксофона и фортепиано / Сост. Б. Диков.-Изд. военно-дирижерского
факультета при Мое. гос. консерватории, 1972 Славинский М. Избранные этюды
для гобоя. Тетр. 1„ 2.-М„ 1,955 Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 1.
Краков, 1970 Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 2. Краков, 1971
Томис А. Десять миниатюр, Варшава» 1964
18.Хартман В. Ритмические стилистические упражнения.-Лейпциг, 1968
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
1. Барков В. «Популярная музыка зарубежных авторов», М., Издат. В Катанского,
2002 г.
2. Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты, 3-4 классы ДМШ» М., «Музыка»,
1978 г.
3. Должиков Ю. «Хрестоматия педагогического репертуара для флейты», М., 1970
4. Мозговенко И. «Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ» М., «Музыка».
1973 г.
5. Нихауз Л. «Основы джазовой игры на саксофоне» С.-Петербург, «Композитор»,
1999 г.
6. Осейчук А. «Работа над произведениями джазовой классики в специальном
классе саксофона» М., 1987 г.
7. Осейчук А. «Начальное обучение игре на саксофоне» М., 1986 г.
8. Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., Музыка, 1988 г.
9. Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» (1, 2 части) М., Музыка, 2001 г.
10.Ривчун А. «40 этюдов для саксофона» М., Издательский дом В. Катанского,
2002 г.
11.Розанов С. «Школа игры на кларнете»(1, 2 части)
12.Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» К.: «Музична Украина», 1984
13.Степурко О. «Трубач в джазе» М., Советский композитор, 1989 г.
14.Хартман В. «Сборник пьес для саксофона-тенора»
15.Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона» М.,1987
16.Штарк А., Мозговенко И. «Хрестоматия для кларнета» М., «Музыка», 1981
Методическая литература
1. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М.,
Государственноемузыкальное издательство, 1962.
2. Иванов А. «Методика индивидуального обучения на духовых инструментах».
К., 1991
3. Иванов А. «Исполнительское дыхание на духовых инструментах» К., 1991
4. Клименко А. «Испонительское дыхание (духовые инструменты)». К., 1999
5. Усов Ю. «Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки». М.,
Музыка, 1971
Шмелева
Елена
Валентиновна
Digitally signed by Шмелева Елена Валентиновна
DN: ИНН=344204911250, СНИЛС=01363658034,
E=buhgshi@mail.ru, C=RU, S=Волгоградская область,
L=р.п.Городище, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ""
ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", G=Елена Валентиновна,
SN=Шмелева, CN=Шмелева Елена Валентиновна
Reason: I am the author of this document
Location: your signing location here
Date: 2021.05.10 11:12:08+04'00'
Foxit Reader Version: 10.1.3