Общеразвивающая программа Флейта - до 8 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городищенская детская школа искусств
Городищенского муниципального района Волгоградской области

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФЛЕЙТА»
для детей в возрасте 7-9 лет
срок обучения до 8 лет

Разработчики: Шмелева Е.В.
Иванова С.Ю.

р.п. Городище, 2015

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы
- Методическая литература
- Учебная литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Флейта» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на деревянно-духовых
инструментах в детских школах искусств.
Программа учебного предмета «Специальность» дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Флейта» (далее Программа) предназначена для обучающихся музыкального отделения духовых инструментов
МБОУДОД «Городищенская детская школа искусств» (далее - ГДШИ) по классу флейты.
Учебный предмет «Специальность» выполняет значимую роль в образовательном
процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на флейте,
ориентирован на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью
приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование
эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
Учебный предмет «Специальность» входит в число обязательных предметов.
Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход
к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный
процесс с учетом музыкальных способностей учащихся. По сложности и объёму репертуара
программа для учащихся может быть трех уровней:
А – для обучаемых с хорошими музыкальными данными;
В – для обучаемых со средними музыкальными данными;
С – для обучаемых со слабыми музыкальными данными.
Срок реализации: до 8 лет для детей с 6,5 - 9 лет и до 6 лет для детей с 10 – 12 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию
Программы - 2 академических часа в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальное занятие.
Режим занятий: два урока в неделю.
Цель: развитие личности ребенка через формирование знаний, умений и навыков игры на
флейте.
Задачи:
обучающие:
- формирование навыков игры на флейте с их последующим применением;
- формирование личности ребенка, развитие познавательного интереса к флейтовому
творчеству;
-накопление запаса музыкальных впечатлений;
- обогащение учащихся знаниями в области музыкального исполнительства;
-подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному творчеству;
-подготовка и профессиональная ориентация наиболее одаренных учащихся.
развивающие:
- формирование музыкально - интеллектуальных качеств;
- развитие эмоциональности, художественно - образного мышления;
- формирование естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным
замыслом;

- развитие самостоятельности, ответственности;
- развитие познавательных интересов учащихся и расширение их музыкального кругозора.
воспитательные:
- воспитание грамотных слушателей;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры и личности юного музыканта;
- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для
успешной социальной адаптации детей;
- формирование активной жизненной позиции.
Обоснование структуры Программы.
Программа содержит следующие разделы:
- распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах
учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- требования к техническому зачету;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Методы обучения.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное
обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и
психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач
предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на
инструменте);
- практический (работа на инструменте, выработка игровых навыков, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях сольного исполнительства на флейте.
Описание материально-технических условий реализации Программы.
Материально-техническая база ГДШИ соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по учебному предмету
«Специальность» оснащены роялями или пианино и имеют площади не менее 6 кв. метров.
Помещения имеют достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены
современной учебной мебелью. В ГДШИ имеется концертный зал. Имеются музыкальные
инструменты (флейты). В ГДШИ имеется возможность предоставлять инструменты учащимся
для домашних занятий.
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- хорошо освещенных учебных кабинетов;
- музыкальных инструментов– блокфлейты, флейты, фортепиано;
- пультов для нот;
- письменного стола и стульев для преподавателя и учеников, шкафов для хранения нот и
методической литературы;
- проигрывающего СД-диски устройства
Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие:
- нотной литературы, учебных сборников и пособий;

- методической литературы;
- дидактических материалов (наглядные пособия, портреты композиторов, таблицы, карточки и
т.д.);
- фонотеки и видеотеки (музыкальные произведения для прослушивания на уроке).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый класс
Задачи курса:
Развитие музыкально- слуховых представлений. Знакомство с инструментом, правила
ухода за ним. Работа над постановкой дыхания (в том числе упражнения, направленные на
развитие грудобрюшного типа дыхания). Правила рациональной постановки корпуса, рук,
головы. Изучение аппликатуры. Работа над извлечением звука. Изучение простых ритмических
формул. Знакомство со штрихами (нон легато, легато). Приобретение первоначальных навыков
чтения с листа и транспонирования.
Для учащихся младшего школьного возраста (срок обучения до 8 лет) целесообразно
давать начальную подготовку на блокфлейте. Вопрос о переходе с блокфлейты на флейту
зависит в определяющей степени от физических данных ребенка и решается в каждом
конкретном случае индивидуально.
В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные гаммы, арпеджио трезвучий в
тональностях до 2-х знаков включительно (в медленном движении); 10-12 этюдов и
упражнений; 6-8 пьес; простейшие музыкальные термины.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
обучение
до 8 лет
№ п/п.
1.
Вводная беседа. Донотный период
обучения.
2.
Развитие музыкально-творческих
способностей
3.
Нотный период обучения
4.
Техническое
и
музыкальное
развитие учащихся
Итого:
Название разделов и тем
обучение
до 6 лет №
п/п.
1.
Вводная беседа. Донотный период
обучения.
2.
Развитие музыкально-творческих
способностей
3.
Нотный период обучения
4.
Техническое
и
музыкальное
развитие учащихся
Итого:

Всего
часов

Теоретические
часы

Практические
часы

10

3

7

8

2

6

24
28

4
4

20
24

70

13

57

Всего
часов

Теоретические
часы

Практические
часы

10

3

7

8

2

6

24
28

4
4

20
24

70

13

57

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Знакомство с инструментом флейта: история возникновения, устройство,
названия различных её частей; правила ухода за ней; принцип звукоизвлечения; представление
о музыкальном звуке: высота, длительности, динамика, демонстрация звучания и возможностей
инструмента педагогом.
Тема 1.2. Работа над постановкой дыхания (упражнения, направленные на развитие
грудобрюшного типа дыхания и активную работу диафрагмы).
Тема 1.3. Развитие техники языка (выучивание скороговорок для улучшения
подвижности языка и точного произнесения согласных звуков).
Тема 1.4. Выработка точного звукоизвлечения (правильное расположение отверстия
головки флейты относительно губ и формирование струи воздуха).
Тема 1.5. Работа над рациональной постановкой: правильное положение корпуса, головы
и рук.
Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Тема 2.1. Слушание музыки с анализом её характера, разучивание и пение простейших
песен, мелодий, попевок; прохлопывание ритма и подбор его по слуху; отличие в мажорном и
минорном ладах.
Раздел 3. Нотный период обучения.
Тема 3.1. Освоение нотной грамоты, знакомство с различными ключами, паузами,
размерами такта, ритмом. Строение музыкальных пьес.
Тема 3.2.Соединение всех элементов исполнительской техники. Обучение ребёнка
сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом.
Изучение аппликатуры в среднем регистре. Игра на «опертом» дыхании, равномерное
распределение выдоха. Знакомство со штрихами legato, non legato.
Раздел 4. Техническое и музыкальное развитие учащихся.
Тема 4.1. Изучение гамм и другого технического материала. Гаммы и арпеджио
трезвучий (две, три тональности). Знакомство с транспонированием. Развитие начальных
навыков чтения с листа.
Тема 4.2. Игра несложных пьес. Закрепление навыков изучения пьес: запоминание
наизусть, интонационный контроль, правильное определение мест взятия дыхания.
Ожидаемые результаты:
На академических концертах в первом полугодии и в конце учебного года учащийся
должен исполнить по 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню данного
класса.
Примерная сложность:
5 (6) летнее обучение
А. Г. Телеман «Ариозо»
А. Гречанинов «Вальс»
В. Й. Гайдн «Ариетта»
Чешская народная песня «Аннушка»
С. В.Моцарт «Аллегретто»
Ф.Шуберт «Вальс»
7 (8) летнее обучение
А. Аноним 16 в. «Аллеманда»
Итальянская народная песня «Девушка из Сорренто» (обр. Б. Бентокка)
В. И.Кригер «Менуэт»
Чешская народная
С. Белорусская народная полька «Янка»
Й. Гайдн «Ариетта»

Второй класс
Задачи курса:
Работа над скоординированностью всех элементов исполнительской техники.
Продолжение работы над звуком, интонацией, ритмом. Дальнейшее изучение штрихов.
Ознакомление с настройкой инструмента. Расширение музыкальной терминологии. Развитие
навыков чтения с листа и самостоятельной работы.
В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные и минорные гаммы,
арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 2-х знаков включительно (в умеренном
движении); 10-12 этюдов; 8-10 пьес (в том числе
ансамбли и пьесы для чтения с листа).
Учебно Название разделов и тем
темати
ческий
план №
п/п.
1.
Работа
над
комплексной
постановкой
исполнительского
аппарата
2.
Развитие
музыкально-творческих
способностей
3.
Техническое развитие учащегося
4.
Музыкальное развитие учащегося
Итого:
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над постановкой.
Тема 1.1. Воспитание у ученика
исполнительской техники.

Всего
часов

Теоретические
часы

Практические
часы

16

3

13

12

2

10

22
20
70

3
2
10

19
18
60

скоординированной

работы

вех

элементов

Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.
Тема 2.1. Интонация, качество звука, ритмическая и динамическая сторона исполнения важнейшие средства музыкальной выразительности.
Раздел 3. Техническое развитие учащегося.
Тема 3.1. Дальнейшее изучение гамм и арпеджио трезвучий соответственно требованиям
данного класса, этюдов и упражнений на различные виды техники. Освоение стаккато.
Тема 3.2. Постепенное расширение игрового диапазона (при извлечении высоких звуков
должно быть исключено излишнее мышечное напряжение).
Раздел 4. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 4.1. Применение полученных навыков в работе над пьесами
сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат
освоенные технические приемы).
Тема 4.2. Освоение навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на
академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и знанию терминологии.
Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года
учащийся должен исполнить: 2 разнохарактерных произведения, соответствующих уровню
данного класса.

Примерная сложность:
5 (6) летнее обучение
А. Г. Гендель «Бурре»
И. Богар «Танец пастухов»
В. Л. Бетховен «Песня»
Н. Бакланова «Хоровод»
С. В. Моцарт «Менуэт»
И. Дунаевский «Колыбельная»
7 (8) летнее обучение
А. В.Моцарт «Аллегро»
Г.Гладков «Серенада Трубадура»
В. Г. Гендель «Менуэт»
Итальянский народный танец «Бергамаска»
С. А. Корелли «Сарабанда»
Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Третий класс
Задачи курса:
Работа над ведением звука и улучшением его качества. Освоение штрихов стаккато и
«двойное стаккато». Работа над динамикой, фразировкой, интонацией. Расширение игрового
диапазона. Комплексное развитие исполнительской техники. Развитие навыков чтения с листа и
самостоятельной работы.
В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные и минорные гаммы,
арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 3-х знаков включительно (в умеренном
движении); 10-12 этюдов; 10-12 пьес (в том числе для чтения с листа); 2-3 ансамбля;
оркестровые партии.
Учебнотематич
еский
план
№ п/п.
1.

2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего
часов

Теоретические
часы

Практические
часы

Работа над комплексной
постановкой исполнительского
аппарата
Развитие музыкально-творческих
способностей
Техническое и музыкальное
развитие учащегося

14

3

11

16

2

14

40

4

36

70

9

61

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Работа над постановкой. Содержание изучаемого курса:
Тема 1.1. Дальнейшая работа над скоординированностью
исполнительской техники.

всех

элементов

Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей. Содержание изучаемого курса:
Тема 2.1. Продолжение работы над интонацией, улучшением качества звука, его
устойчивостью и ровностью.
Тема 2.2. Освоение более сложных ритмических формул, динамика в этюдах и пьесах

Раздел 3. Техническое и музыкальное развитие учащегося. Содержание изучаемого курса:
Тема 3.1. Изучение гамм и арпеджио трезвучий соответственно данному классу, этюдов
и упражнений.
Тема 3.2.Освоение штриха «двойное» стаккато (равномерное чередование слогов «та» и
«ка»), продолжение освоения стаккато.
Тема 3.3. Дальнейшее расширение игрового диапазона (контролирование мышечных
ощущений при игре в разных регистрах).
Тема 3.4. Освоение навыков чтения с листа.
Тема 3.5. Работа над пьесами, различными по характеру и форме.
Ожидаемые результаты:
В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на
академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и знанию терминологии.
Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года
учащийся должен исполнить: 2 разнохарактерных произведения соответствующих уровню
данного класса.
Примерная сложность
5 (6) летнее обучение
А. В Моцарт «Менуэт»
Ю. Щуровский «Баркарола»
В. В.Ф.Бах «Аллегро»
А. Бабаджанян «Ноктюрн»
С. Г. Телеман «Менуэт».
В. Цыбин «Листок из альбома»
7 (8) летнее обучение
А. Г.Гендель «Менуэт»
Ф. Шуберт «Вальс»
В. К.В. Глюк «Веселый танец»
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
С. Ж.Б. Люли «Песенка»
Украинская народная песня «Лисичка» в обр. А. Лысенко
Четвертый класс
Задачи курса:
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие музыкальнообразных представлений. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, филировкой и
вибрато, ведением звука и фразировкой. Развитие навыков чтения с листа несложных пьес и
самостоятельной работы.
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до
4-х знаков включительно; хроматическая гамма (в медленном темпе различными штрихами);
12-14 этюдов; 10-12 пьес (в том числе для чтения с листа и произведения крупной формы); 4-6
ансамблей; оркестровые партии.
Учебнотематический
план № п/п.
1.
2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего
часов

Развитие
музыкально- 16
творческих способностей
Техническое
развитие 22
учащегося
Музыкальное
развитие 32
учащегося
70

Теоретические
часы

Практические
часы

3

13

2

20

6

26

11

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально- творческих способностей.
Тема 1.1. Улучшение качества звука. Работа над его ровностью, устойчивостью,
интонационной чистотой, тембром, филировкой, вибрато.
Тема 1.2. Работа над динамикой. Освоение более сложных ритмических формул.
Раздел 2. Техническое развитие учащегося.
Тема 2.1. Работа над гаммами (исполнение в различных штриховых, ритмических и
темповых вариантах). Этюды на различные виды техники.
Тема 2.2. Работа над одинаковым звучанием всех регистров (контролирование
мышечных и слуховых ощущений).
Раздел 3. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 3.1. Работа над пьесами различного характера. Включение в репертуар
произведений крупной формы.
Тема 3.2 Формирование устойчивых навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на
академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и знанию терминологии.
Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года
учащийся должен исполнить: 2 разнохарактерные пьесы или одно произведение крупной
формы, соответствующие уровню данного класса.
Примерная сложность
5 (6) летнее обучение
А. Г. Гендель «Соната №5»(F-Dur 3,4ч.)
Ж. Бизе «Антракт» (из оперы «Кармен»)
В. Ж.-Б. Люлли «Гавот»
Ш. Данкля «Романс»
С. Й. Гайдн «Аллегро»
М. Мусоргский «Гопак»
7 (8) летнее обучение
А. В.Моцарт «Менуэт»
М. Глинка «Чувство»
В. Ж.-Б. Люлли «Гавот»
М. Регер «Резвость»
Пятый класс
Задачи курса:
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие музыкальнообразных представлений. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, филировкой и
вибрато, ведением звука и фразировкой. Работа над интонацией, ровностью звучания всех
регистров, четкостью исполнения стаккато, в том числе «двойного». Развитие навыков чтения с
листа несложных пьес и самостоятельной работы. Для учащихся 5 (6) летнего обучения подготовка выпускной программы.
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до
5-х знаков включительно; хроматическая гамма (в медленном темпе различными штрихами); 68 этюдов; 8-10 пьес (в том числе для чтения с листа и произведения крупной формы); 4-6
ансамблей; оркестровые партии.

Учебнотематический
план
№ п/п.
1.
2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего
часов

Развитие
музыкально- 14
творческих способностей
Техническое
развитие 22
учащегося
Музыкальное
развитие 34
учащегося
70

Теоретические
часы

Практические
часы

2

12

3

19

5

29

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально- творческих способностей.
Тема 1.1. Улучшение качества звука. Работа над его ровностью, устойчивостью,
интонационной чистотой, тембром, филировкой, вибрато.
Тема 1.2. Работа над динамикой.
Раздел 2. Техническое развитие учащегося.
Тема 2.1. Работа над гаммами, в т. ч. хроматической (исполнение в различных
штриховых, ритмических и темповых вариантах). Этюды на различные виды техники.
Подготовка этюда для выпускного экзамена.
Тема 2.2. Работа над одинаковым звучанием всех регистров (контролирование
мышечных и слуховых ощущений).
Раздел 3. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 3.1. Работа над пьесами различного характера. Включение в репертуар
произведений крупной формы. Подготовка выпускной программы.
Тема 3.2 Формирование устойчивых навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В первом полугодии учащийся 7 (8) летнего обучения должен исполнить 2
разнохарактерных произведения на академическом концерте, сдать технический зачет по
гаммам и знанию терминологии.
Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года
учащийся должен исполнить: 2 разнохарактерные пьесы или одно произведение крупной
формы, соответствующие уровню данного класса.
Для учащихся 5 (6) летнего обучения в течение учебного года проводится несколько
прослушиваний выпускной программы. На выпускном экзамене учащийся должен исполнить 34 произведения: этюд, 3 разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы и пьеса.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние специальные учебные заведения
культуры и искусства, за 1-2 недели до экзамена должны исполнить гаммы со всеми
изученными техническими формулами в соответствии с приемными требованиями по
специальным дисциплинам.
Примерная сложность:
5 (6) летнее обучение
А. Н. Платонов. 30 этюдов. Этюд № 15.
Г. Гендель «Соната № 2»
К.В. Глюк «Мелодия» (из оперы «Орфей»)
В. Э. Келлер Этюд № 1(op.33,no.1)
Ф. Госсек «Тамбурин»
Ф. Шуберт «Баркарола»

А. Глазунов «Гавот» (из балета «Барышня-служанка»)
С. Г. Гарибольди Этюд (a-moll)
И. С. Бах «Рондо»
Ж. Сенайе «Котильон»
П.И.Чайковский «Вальс»
7 (8) летнее обучение
А. Г. Гендель «Соната№5»(F-Dur 1,2 ч.)
М Глинка «Кадриль»
В. Ж. Бизе «Антракт» (из оперы «Кармен»)
Г.Синисало «Три миниатюры»
С. Й. Гайдн «Аллегро»
Р.Лятте «Радость от прекрасного дня»
Шестой класс
Задачи курса:
Работа над интонацией, динамикой, филировкой звука, ровностью звучания всех
регистров, четкостью исполнения стаккато, в том числе «двойного». Дальнейшее развитие
исполнительского дыхания.
В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные и минорные гаммы, арпеджио
трезвучий и их обращений в тональностях до 6-ти знаков включительно; хроматическую гамму
в различных штрихах и ритмических вариантах; 6-8 этюдов; 8-10 пьес (в том числе ансамбли и
1-2 произведения крупной формы); оркестровые партии.
Предоставление возможности учащимся, наиболее успешно выполнившим программу 5летнего обучения, продолжить обучение в 6 классе для совершенствования исполнительских
навыков. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам. Активное участие в
концертах, конкурсах, фестивалях
Подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в средние специальные
учебные заведения культуры и искусства. Работа над программой, соответствующей
требованиям приемных экзаменов.
Учебнотематический
план № п/п.
1.
2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего часов Теоретические
часы

Развитие
музыкально- 16
творческих способностей
Техническое
развитие 22
учащегося
Музыкальное
развитие 32
учащегося
70

Практические
часы

2

14

3

19

5

27

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально- творческих способностей.
Тема 1.1. Улучшение качества звука. Работа над его ровностью, устойчивостью,
интонационной чистотой, тембром, филировкой, вибрато.
Тема 1.2. Работа над динамикой.
Раздел 2. Техническое развитие учащегося.
Тема 2.1. Работа над гаммами, в т. ч. хроматической (исполнение в различных
штриховых, ритмических и темповых вариантах). Этюды на различные виды техники.
Тема 2.2. Работа над одинаковым звучанием всех регистров (контролирование
мышечных и слуховых ощущений).

Раздел 3. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 3.1. Работа над пьесами, различными по стилям и жанрам.
Тема 3.2 Закрепление навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на
академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и
знанию терминологии.
Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного
года учащийся должен исполнить: 2 разнохарактерные пьесы или одно произведение крупной
формы, соответствующие уровню данного класса.
Для учащихся 5 (6) летнего обучения в течение учебного года проводится несколько
прослушиваний выпускной программы. В конце учебного года учащийся должен исполнить
выпускную программу, состоящую из 3-4 произведений различных стилей, форм и жанров. Для
учащихся, поступающих в средние специальные учебные заведения культуры и искусства,
выпускная программа состоит из этюда, произведения крупной формы, 1-2 пьес. За 1-2 недели
до экзамена исполняются мажорная и минорная гаммы со всеми изученными техническими
формулами в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам.
Примерная сложность:
5 (6) летнее обучение
А. Э. Келлер Этюд № 7(op.33,no.2)
К. Стамиц «Концерт»(G-Dur)
А. Дворжак «Юмореска»
В. Э. Келлер. Этюд № 11
В. Попп. "Итальянский концерт"
Э. Григ. "Поэтическая картинка"
С. Э. Келлер. Этюд № 2(op.33,no.1)
Г. Синисало «Три миниатюры»
В. Моцарт «Менуэт из "Маленькой ночной серенады"
С. Рахманинов «Полька»
7 (8) летнее обучение
А. Н. Платонов «Вариации на русскую тему»
Ф. Госсек «Тамбурин»
В. Б. Марчелло «Аллегро»
Т. Кулиев
Седьмой класс
Задачи курса:
Подготовка выпускной программы. Работа над интонацией, ровностью звучания всех
регистров, четкостью исполнения стаккато, в том числе «двойного». Повторение всех
пройденных ранее гамм в различных штриховых и ритмических вариантах.
В течение года учащийся должен пройти: 6-8 этюдов; 8-10 пьес (в том числе ансамбли и
1-2 произведения крупной формы); оркестровые партии.
Учебнотематический
план № п/п.
1.
2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего часов

Развитие
музыкально- 14
творческих способностей
Техническое
развитие 22
учащегося
Музыкальное
развитие 34
учащегося
70

Теоретические
часы

Практические
часы

2

12

3

19

5

29

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально- творческих способностей.
Тема 1.1. Улучшение качества звука. Работа над его ровностью, устойчивостью,
интонационной чистотой, тембром, филировкой, вибрато.
Тема 1.2. Работа над динамикой.
Раздел 2. Техническое развитие учащегося.
Тема 2.1. Работа над гаммами, в т. ч. хроматической (исполнение в различных
штриховых, ритмических и темповых вариантах). Этюды на различные виды техники.
Подготовка этюда для выпускного экзамена.
Тема 2.2. Работа над одинаковым звучанием всех регистров (контролирование
мышечных и слуховых ощущений).
Раздел 3. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 3.1. Работа над пьесами различного характера. Включение в репертуар
произведений крупной формы. Подготовка выпускной программы.
Тема 3.2 Формирование устойчивых навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В течение учебного года проводится несколько прослушиваний выпускной программы.
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить 3-4 произведения: этюд, 3
разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы и пьеса. Учащиеся, готовящиеся к
поступлению в средние специальные учебные заведения культуры и искусства, за 1-2 недели до
экзамена должны исполнить гаммы со всеми изученными техническими формулами в
соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам.
Примерная сложность:
А. Н. Платонов. 30 этюдов. Этюд № 15.
Г. Гендель
«Соната № 7»
К. Дебюсси «Лунный свет»
В. Э. Келлер Этюд №1 (op.33, no.1)
Ф. Шуберт «Баркарола»
М. Глинка «Кадриль»
Р. Глиэр «Романс»
С. Г. Гарибольди Этюд (a-moll)
М. Блавэ «Сицилиана»
Ж. Рамо «Грациозное рондо»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы»
Восьмой класс
Задачи курса:
Предоставление возможности учащимся, наиболее успешно выполнившим программу 7летнего обучения, продолжить обучение в 8 классе для совершенствования исполнительских
навыков. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам. Работа над гаммами,
упражнениями, этюдами. Активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в средние специальные
учебные заведения культуры и искусства. Работа над программой, соответствующей
требованиям приемных экзаменов.

Учебнотематический
план № п/п.
1.
2.
3.
Итого:

Название разделов и тем

Всего
часов

Развитие
музыкально- 10
творческих способностей
Техническое
развитие 26
учащегося
Музыкальное
развитие 34
учащегося
70

Теоретические
часы

Практические
часы

2

8

3

23

5

29

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Развитие музыкально- творческих способностей.
Тема 1.1. Улучшение качества звука. Работа над его ровностью, устойчивостью,
интонационной чистотой, тембром, филировкой, вибрато.
Тема 1.2. Работа над динамикой.
Раздел 2. Техническое развитие учащегося.
Тема 2.1. Работа над гаммами, в т. ч. хроматической (исполнение в различных
штриховых, ритмических и темповых вариантах). Этюды на различные виды техники.
Тема 2.2. Работа над одинаковым звучанием всех регистров (контролирование
мышечных и слуховых ощущений).
Раздел 3. Музыкальное развитие учащегося.
Тема 3.1. Работа над пьесами, различными по стилям и жанрам.
Тема 3.2 Закрепление навыков чтения с листа.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащийся должен исполнить выпускную программу, состоящую
из 3-4 произведений различных стилей, форм и жанров. В течение учебного года проводится
несколько прослушиваний выпускной программы.
Для учащихся, поступающих в средние специальные учебные заведения культуры и
искусства, выпускная программа состоит из этюда, произведения крупной формы, 1-2 пьес. За
1-2 недели до экзамена исполняются мажорная и минорная гаммы со всеми изученными
техническими формулами в соответствии с приемными требованиями по специальным
дисциплинам.
Примерная сложность:
А. Э. Келлер Этюд № 7 (op.33, no.2)
Ф. Пуленк «Соната»
С. Рахманинов «Вокализ»
В. Э. Келлер. Этюд № 11
Дж. Перголези «Концерт G-dur», 1 часть
Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
С. Т. Бём. Этюд a-moll
Г.Ф. Телеман «Кантабиле и Аллегро»
Ж. Бизе «Менуэт» из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»
А. Лядов «Прелюдия»
Требования к техническому зачету
Приступить к изучению гамм и арпеджио можно уже в 1 классе. К этому времени, как
правило, учащиеся усваивают аппликатуру среднего регистра и частично верхнего регистра

инструмента, а также в некоторой степени укрепляют мышцы губ. Рекомендуется начинать с
гамм в тональностях с 1 знаком.
Работать надо настойчиво, постоянно достигать более высокого качества исполнения.
Первоначально гаммы играются в медленном темпе целыми нотами, что позволяет добиваться
точного звукоизвлечения и согласованности движений пальцев и языка. Постепенно темп
следует увеличивать, но он должен быть удобным для исполнения. Совершенно недопустимы
поспешность и торопливость.
Гаммы играются двумя основными штрихами: легато и стаккато в первые годы
обучения, легато, стаккато и «двойное» стаккато в средних и старших классах. Необходимо
сразу отметить, что штрих «двойное» стаккато в данном случае рассматривается не как
короткое, отрывистое исполнение, а как принцип работы языка разделяющего звуки. То есть
стаккато обозначает раздельный штрих, выполняемый посредством твердой атаки.
Технический зачет проводится для учащихся 2-4 классов (для 5-6 летнего обучения) и 27-х классов (для 8-9 летнего обучения) в два этапа:
- в октябре исполняются 2 гаммы (одна мажорная и одна минорная). В зависимости от класса
учащегося, инструмента и соответственно его возможностей в плане диапазона (блокфлейта,
флейта) гаммы играются в прямом движении от 1 до 2,5-3 октав легато и нон легато или легато
и «двойное» стаккато в квартольном или триольном оформлении; трезвучие с обращениями;
септаккорды с обращениями. Отдельная отметка выставляется за знание музыкальной
терминологии;
- в марте исполняются два этюда на различные виды техники по выбору преподавателя
(возможно исполнение по нотам); отдельная отметка выставляется за чтение с листа (по уровню
на 1-2 года ниже программы).
Для учащихся 7-8 классов технический зачет не проводится, однако рекомендуется продолжать
2 класс
5-6-летний курс обучения:
Гаммы соль мажор – ми минор, фа мажор - ре минор, ре мажор – си минор в 1,5 – 2 октавы в
прямом движении; арпеджио тонических трезвучий и их обращений нон легато и легато.
7-8-летний курс обучения:
Гаммы фа мажор – ре минор, соль мажор - ми минор в 1 - 1,5 октавы в прямом движении,
арпеджио тонических трезвучий и их обращений нон легато и легато.
3 класс
5-6-летний курс обучения:
Гаммы си-бемоль мажор – соль минор, ля минор, ля мажор – фа диез минор в 2 – 2,5 октавы в
прямом движении; арпеджио тонических трезвучий и их обращений «двойным» стаккато и
легато.
7-8-летний курс обучения:
Гаммы фа мажор – ре минор, соль минор – ми минор, ре мажор, си – бемоль мажор в 1,5 – 2
октавы, арпеджио тонических трезвучий и их обращений нон легато и легато.
4 класс
5-6-летний курс обучения:
Гаммы ми-бемоль мажор – до минор, до мажор, ля-бемоль мажор – фа минор, ми мажор – додиез минор в 2,5 – 3 октавы; арпеджио тонических трезвучий и их обращений; арпеджио Д7 и
его обращений (для мажорных гамм) и арпеджио УМ.7 и его обращений (для минорных гамм)
стаккато, «двойным» стаккато и легато
7-8-летний курс обучения:
Гаммы си минор, соль минор, ля мажор – фа-диез минор, ми-бемоль мажор в 2 – 2,5 октавы
стаккато, «двойным» стаккато и легато; арпеджио тонических трезвучий и их обращений.

5 класс
Гаммы до минор, до мажор, ми мажор, ля-бемоль мажор – фа минор в 2,5 – 3 октавы; арпеджио
Д7 и его обращений (для мажорных гамм) и арпеджио УМ.7 и его обращений (для минорных
гамм) стаккато, «двойным» стаккато и легато.
6 класс
Гаммы до-диез минор, си мажор-соль-диез минор в 2,5 – 3 октавы; арпеджио Д7 и его
обращений (для мажорных гамм) и арпеджио УМ.7 и его обращений (для минорных гамм)
стаккато, «двойным» стаккато и легато.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании занятий по учебному предмету «Специальность» (флейта) выпускник
должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
- знать музыкальную терминологию;
- уметь исполнять музыкальные произведения на флейте на достаточном художественном
уровне;
- уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на
флейте;
- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- иметь навыки подбора по слуху и чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- иметь навыки публичных сольных выступлений;
- знать основной репертуар для флейты;
- знать различные интерпретации музыкальных произведений;
- знать художественно-исполнительские возможности своего инструмента;
- иметь навыки по воспитанию слухового контроля и умению управлять процессом исполнения;
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
- иметь навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста;
- уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь представление о
музыкальных формах.
Выпускная программа должна состоять из этюда, произведения крупной формы и пьесы
или этюда и 3-х пьес, различных по форме и стилю. Примерные репертуарные программы
изложены в разделе «Примерная сложность».
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических
зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем выставления
оценок по 10-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-), «хорошо +»
(4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3),
«удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося
является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему
предмету.

Основными формами промежуточной аттестации являются:
- контрольные уроки (в конце каждой четверти);
- академические концерты (во 2 четверти);
- технические зачеты в 1 и 3 четверти;
- экзамены (в конце учебного года).
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
На академическом концерте в конце первого полугодия учащиеся 2-6-х классов должны
исполнить 2 пьесы различного характера. На экзамене в конце учебного года, который
проходит в виде академического концерта, учащиеся 1-6-х классов должны исполнить 2
разнохарактерных произведения. В 1 и 3 четвертях учащиеся сдают технические зачёты:
- гаммы и арпеджио, знание терминологии (в 1 четверти);
- этюды на различные виды техники (в 3 четверти).
При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося оценивается
по 10-балльной системе.
Учащимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не аттестованным в связи с
болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на повторное
обучение в том же классе или в течение 1-й учебной четверти ликвидировать академическую
задолженность.
Весь объем учебной работы и выступлений учащегося в течение учебного года
отражается в индивидуальном плане обучаемого, где дается полная характеристика с указанием
положительных и проблемных сторон его развития.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников,
накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, книгах
зачетов, сводной ведомости учащихся.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При выставлении
четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также оценки, полученные за
контрольные уроки, зачеты или академические концерты, проходившие в данной четверти.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- четвертные оценки;
- оценка годовой работы ученика;
- оценка за выступление на экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Итоговая аттестация проводится в виде выпускного экзамена, представляющих собой
концертное исполнение программы. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся,
полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, подлежащему итоговой
аттестации.
На выпускном экзамене необходимо исполнить следующую программу:
- Этюд;
- Произведение крупной формы;
- Виртуозная пьеса.
Или:
- Этюд и 3 разнохарактерные пьесы.

В течение учебного года проводится несколько прослушиваний выпускной программы.
Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический
уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
При проведении итоговой аттестации по итогам выпускного экзамена выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество
подготовки учащегося к выпускным экзаменам оценивается экзаменационными комиссиями,
сформированными приказом директора.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и
неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по
которому учащийся получил неудовлетворительную оценку.
Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются
приказом директора.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное печатью
свидетельство об окончании ГДШИ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося:
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Специальность»:
- понимание стиля, композиционных закономерностей в процессе воплощения
художественного образа;
- владение исполнительской культурой (чувство формы, точность артикуляции, звуковая
палитра,
выразительная
динамика,
выразительность
интонирования,
культура
звукоизвлечения);
- техническое мастерство;
- артистизм и творческое самовыражение в создании яркого художественного образа при
исполнении;
- сценическая культура исполнения;
- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;
- стабильность исполнения;
- умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
- соответствие уровня освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной
аттестации:
Оценка «отлично +» (5+) ставится за неординарно яркое, артистичное, технически
совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы
ДШИ. В интерпретации произведения должна присутствовать высокая стилистическая
культура и творческая индивидуальность исполнителя.
Оценка «отлично» (5) ставится за артистичное, технически качественное и художественноосмысленное исполнение программы, соответствующее классу обучения. В интерпретации
должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное
понимание художественного замысла композитора.
Оценка «отлично -» (5-) ставится за музыкальное, выразительное исполнение программы,
сложность которой соответствует классу обучения. Произведенияисполняются в заданном
темпе, с качественным звуковедением и звукоизвлечением, учащийся свободно владеет
исполнительским аппаратом. В интерпретации должны присутствовать стилистическая
культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла
композитора. Допускаются небольшие погрешности от волнения (текстовые, ритмические,
технические).
Оценка «хорошо +» (4+) ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение
программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной
сбалансированностью и
стилистическим разнообразием произведений,
а также
заинтересованным отношением к исполнению. Оценка может быть поставлена и за достаточно

техничное и музыкальное исполнение сложной программы при наличии моментов звуковой и
технической неаккуратности, а также при наличии погрешностей стилистического характера
или метроритмической неустойчивости.
Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное
исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна грамотная и
профессиональная работа преподавателя.
Оценка «хорошо -» «4-» ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение
программы с заниженной сложностью, за недостаточно технически качественную игру без
проявления исполнительской инициативы, при понимании учащимся поставленных перед ним
задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими
навыками.
Оценка «удовлетворительно +» (3+) ставится за технически некачественную игру, в которой
отсутствует стабильность исполнения, но просматривается выстроенность формы, в случае
исполнения программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должностного
исполнительского качества, игра с остановками и многочисленными исправлениями.
Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за формальное, невыразительное, без отношения
исполнение. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение сбивчивое, имеются
технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором, отсутствует чувство
стиля и формы. Учащийся слабо владеет инструментом, исполнительский аппарат зажат.
Программа заниженной сложности.
Оценка «удовлетворительно -» (3-) ставится за технически слабую игру, в которой
отсутствует стабильность исполнения, нарушена выстроенность формы, в случае исполнения
программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должностного
исполнительского качества, игра с остановками и многочисленными исправлениями.
Оценка «не удовлетворительно» (2) ставится в случае существенной недоученности
программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного
исполнения, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае отказа
выступать на экзамене по причине невыученности программы.
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку итоговой аттестации:
Оценка «отлично» (5) - яркая осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран
безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение
исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном
уровне игры. В интерпретации произведений присутствует стилевая дифференциация
исполнения и положительная индивидуальная составляющая.
Оценка «хорошо» (4) – игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все
технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить
исполнение на «отлично». Интонационно и ритмически игра может носить неопределенный
характер. В целом выступление ровное, сценически стабильное.
Оценка «удовлетворительно» (3) – средний технический уровень подготовки, бедный
недостаточно штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате
мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Требования программы
соблюдаются на уровне верного воспроизведения текста при наличии претензий к технике
исполнения, раскрытию художественного образа. Можно говорить о том, что качество
исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченного на работу дома
или отсутствие интереса у ученика к занятиям музыкой.
Оценка «неудовлетворительно» (2) - исполнение с частыми остановками, однообразной
динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в
процессе музицирования. Оценка «неудовлетворительно» также ставится в случае отказа
выступать на экзамене по причине невыученности программы.

Контрольные требования на разных этапах обучения:
За время обучения учащиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:
Младшие классы (1-2 классы):
- умение концентрировать внимание во время занятия и на выступлениях;
- освоение нотной грамоты;
- свободное ориентирование на инструменте;
- правильная постановка игрового аппарата;
- умение самостоятельно и грамотно делать первоначальный разбор музыкального
произведения.
Средние классы (3-4 классы):
- поиск эмоционального отклика при исполнении музыкальных произведений;
- понимание и реализация основных музыкальных задач;
- развитие технических навыков;
- развитие исполнительского мастерства.
Старшие классы (5-8 классы):
- развитие целеустремленности и трудолюбия;
- становление общей культуры обучаемого;
- развитие личностного отношения к исполняемым музыкальным произведениям, создание
яркого музыкального образа;
- усовершенствование исполнительского мастерства;
- профессиональное ориентирование наиболее способных учащихся.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам:
В течение всех лет обучения игре на инструменте внимание преподавателя должно быть
систематически и последовательно направлено на развитие музыкальности учащегося,
выразительности его исполнения и всех музыкально-исполнительских навыков. За время
обучения необходимо научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно
исполнять на флейте произведения из репертуара детской музыкальной школы. На занятиях по
музыкальному инструменту ученик овладевает также навыками чтения с листа несложных
произведений.
Обучение игре на духовых инструментах требует от учащихся хороших физических
данных, т к. во время игры на этом инструменте, активно работают легкие, напрягаются
определенные мышцы тела. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять
постановке исполнительского аппарата учащегося. Осуществлять ее следует комплексно,
вырабатывая навыки рациональной постановки корпуса, головы, рук, пальцев, амбушюра и
исполнительского дыхания. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения,
особенно устойчивы: они служат серьезным, иногда непреодолимым препятствием для
дальнейшего музыкального развития учащегося.
На начальном этапе целесообразно обучать детей на блокфлейте. Многолетний опыт
показал результативность использования блокфлейты как «переходного» инструмента. Ведь
обучение игре на духовых инструментах (в частности, на флейте) требует от учащихся, помимо
музыкальных способностей, хорошего здоровья и физической подготовки, поэтому дети
начинают заниматься позднее, чем на других инструментах. Чтобы не было отставания в их
музыкальном развитии, возникла необходимость предоставить ребенку 6-7 лет инструмент,
доступный для него: легкий по весу, удобный в аппликатурном отношении и несложный в
обращении.
Блокфлейта и является таким инструментом, польза которого как «переходного»
инструмента очевидна. Занимаясь на блокфлейте, дети, прежде всего, крепнут физически,
овладевают принципами правильного дыхания, которое является одним из необходимых
условий успешного обучения; осваивают аппликатуру, во многом идентичную аппликатуре
флейты, а также накапливают музыкальный репертуар. Таким образом, к освоению флейты они
приступают уже более подготовленными.

Исходя, прежде всего, из физических, а также музыкальных природных данных ребенка,
рекомендуется индивидуально решать вопрос о сроках перехода с блокфлейты на флейту.
Особое внимание необходимо уделять такому важному компоненту исполнительской
техники духовика как исполнительское дыхание. Правильная постановка дыхания
характеризуется умением ученика использовать свойственную дыханию гибкость, его
способность видоизменяться в зависимости от требований данного музыкального
произведения.
Наиболее распространенный тип дыхания исполнителей на духовых инструментах грудобрюшной или смешанный. Он отличается использованием полного объема легких, при
котором в дыхательных движениях в одинаковой мере принимают участие грудная клетка и
диафрагма. Необходимо следить, чтобы при вдохе ученик не поднимал плечи.
На начальном этапе обучения большое значение приобретают дыхательные упражнения,
во время которых учащийся под обязательным контролем преподавателя оценивает работу
мышц живота, диафрагмы и грудной клетки, сопоставив ее с функционированием элементов
дыхательного аппарата при исполнении упражнений на инструменте. Эта работа должна быть
идентична, так как с точки зрения физиологии подобный процесс является естественным и
правильным.
Дыхательная гимнастика, направленная на максимальное включение диафрагмы в акт
дыхания, очень часто рекомендована врачами в качестве лечебной гимнастики детям с
бронхиальной астмой. Во время приступа астмы выявляются признаки острой эмфиземы легких
(одышка, выраженность которой отражает степень дыхательной недостаточности; опущение
нижней границы легких и снижение дыхательной подвижности), вызванной уменьшением
общей функционирующей поверхности легкого в результате деструкции межальвеолярных
перегородок, что ведет к развитию дыхательной недостаточности.
Дыхательные упражнения призваны решить в определенной мере проблему
нормализации дыхания: сделать фазу вдоха несколько короче фазы выдоха, добиться
умеренной глубины и частоты, плавности вдоха и выдоха, равномерной загрузки всех
элементов дыхательного аппарата. Таким образом, для детей, страдающих астмой, игра на
флейте имеет и оздоровительное значение.
Постоянное внимание в работе с учащимися преподавателю следует уделять точной
интонации, качеству звукоизвлечения, ритму, динамическим оттенкам - важнейшим средствам
музыкальной выразительности. Изучение их должно проводиться последовательно на
протяжении всех лет обучения.
Эффективным средством, способствующим формированию внутренних слуховых
музыкальных представлений, является транспонирование. Уже в начальном периоде обучения
транспонирование может быть использовано для исполнения простейших мелодий от разных
нот, изучаемых в процессе освоения игрового диапазона.
Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с
концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает
музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание
произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и
ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого
звучания.
В качестве сопровождения также может успешно применяться оркестровое
сопровождение в виде фонограммы. Использование фонограммы стимулирует интерес
учащегося к занятиям, его творческую активность, способствует освоению различных стилей и
направлений, развитию чувства ритма и гармонического мышления, а также росту интереса к
исполняемым произведениям. Кроме того, наличие фонограммы позволяет активизировать
домашние занятия учащихся.
Необходимо развивать навыки самостоятельной работы у учащихся, что позволяет
преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, выявлять
и развивать индивидуальные психологические и физические особенности учащегося.
Большое место в процессе обучения занимает правильность выбора репертуара.
Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены

произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. При этом необходимо
руководствоваться принципом постепенности и последовательности. В работе над репертуаром
преподаватель должен добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые
произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в
классе, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном
плане ученика.
Индивидуальный подход к каждому ученику создает преподавателю необходимые
условия для эффективной реализации всего комплекса поставленных задач. Основной формой
учебной и воспитательной работы является урок в классе. В большинстве случаев более
целесообразен такой метод проведения урока, при котором преподаватель в начале урока
проверяет выполнение домашнего задания: прослушивает заданное произведение (гаммы,
этюды, пьесы) с начала до конца (при этом желательно не прерывать исполнение учащегося).
После этого переходит к его разбору и дает необходимые указания. Все недостатки в игре
ученика устраняются преподавателем путем разъяснения, подкрепленного игрой на
инструменте (показываются различные штриховые, динамические и ритмические варианты
работы). Также объясняется характер исполняемого произведения, его стиль и форма, даются
указания о процессе выполнения нового задания.
Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателем произведения целиком
или частично следует признать наилучшим методом ведения урока, стимулирующим интерес
ученика к занятиям, его внимание и активность.
В первые годы обучения наряду с индивидуальным уроком возможны мелкогрупповые
формы проведения урока, при которых урок целиком или какая-то его часть используется для
занятий с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает возможность больше внимания
уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху,
ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Немаловажной задачей преподавателя является развитие музыкально-художественного
вкуса, воспитание гармоничной личности учащихся. Необходимо заниматься эстетическим
образованием детей, прививать им любовь к литературе, живописи, театру, повышать их
интеллектуальный уровень. Поэтому еще одной формой воспитательной работы является
совместное посещение концертов, выставок (близость С.-Петербурга позволяет это делать без
особых проблем), а также проведение тематических бесед и лекций-концертов внутри класса и
на уровне школы.
Большое значение для успешного обучения имеет и постоянный контакт с родителями.
Контроль родителей за выполнением домашних заданий, посещаемостью уроков,
заинтересованность родителей в самом процессе обучения и его результативности позволяет
родителям совместно с преподавателем правильно организовать работу ученика, составить
расписание занятий с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по
музыкальному инструменту, музыкально - теоретическим предметам и предметам в
общеобразовательной школе, не допуская перегрузки, отражающейся на здоровье детей.
Обязательные родительские собрания, так называемые классные концерты в конце
каждого полугодия с выступлением всех учеников класса, которые дают возможность детям
обыграть свою программу перед большой аудиторией, а родителям увидеть результаты
обучения не только своих детей, являются одной из форм воспитательной работы.
Успешная работа возможна только при наличии необходимой учебно-методической, а
также материально-технической базы - наличие необходимой учебной, нотной литературы,
библиотечного фонда и фонда фонотеки, а также инструментов (блокфлейты, флейты и
фортепиано), пультов, учебных аудиторий и других помещений в ДШИ, соответствующих
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), с опорой на сложившиеся педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны
для здоровья и нецелесообразны, т.к. результат знаний всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведенного на занятие. На начальной стадии обучения особое значение имеет
правильная организация домашних занятий. Так как результаты роста ученика взаимосвязаны с
качеством домашних занятий, в руководящую роль преподавателя входит контроль и высокая
организация продуктивной внеклассной работы ученика. На первых порах обучения
самостоятельные занятия проводятся под руководством педагога, который дает общие и
принципиальные указания. Необходимо развивать эти навыки у учащихся, они позволят
преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра
технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить
на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких
(на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям,
данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке
дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ
РАЗДЕЛ 1
(гаммы, упражнения, этюды).
1. Гарибольди Г. 30 этюдов для флейты. Будапешт,1986
2. Келлер Э. Десять этюдов для флейты. М., 1940
3. Келлер Э. Пятнадцать легких этюдов для флейты, 1 тетр. М.,1947
4. Келлер Э. Этюды для флейты (op.33,no.1,2). Будапешт,1980
5. Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю. Должиков). М.,1989
6. Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. М.,1938
7. Цыбин В. Основы техники игры на флейте. М., 1940
8. Этюды для флейты 1-5 кл. (сост. Ю. Должиков) М.,1985
9. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. М., 1968
РАЗДЕЛ 2
(пьесы и произведения крупной формы)
1. Альбом ученика-флейтиста для 1-3 классов ДМШ (составитель Д. Гречишников). Киев, 1969
2. Альбом ученика-флейтиста: Для ДМШ (составитель Д. Гречишников). Киев, 1977
3. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. Киев, 1969
4. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. Киев, 1973
Альбом юного флейтиста (вып.2). М.,1987
5. Гендель Г. Сонаты для флейты. М.,2007
6. Избранные произведения для флейты (составитель Н. Платонов). М., 1946
7. Легкие пьесы для флейты. Будапешт,1982
8. Легкие пьесы зарубежных композиторов. С.-П.,1993
9. Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). М., 1956

10. Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). М., 1982
11. Платонов К. Школа игры на флейте. М., 1964
12. Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 1958
13. Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 1983
14. Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1-4 классов ДМШ. М.,
1982
15. Пьесы для начинающих для флейты. (сост. Н. Семенова и А. Новикова). С.-П.,1998
16. Пьесы русских композиторов для флейты (под редакцией Ю. Должикова). М., 1984
17. Сборник пьес (под редакцией Г. Мадатова, Ю. Ягудина). М.. 1950
18. Старинные сонаты (под редакцией Ю. Должикова). М.. 1977
19. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта 3 класс. Киев. 1979
20. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс. Киев, 1977
21. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс. Киев. 1978
22. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс. Киев, 1980
23. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс. Киев, 1981
24. Хрестоматия для флейты: 1-2 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). М., 1976
25. Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). М., 1982
26. Хрестоматия для флейты: 3-4 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). М., 1978
27. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 1 (составитель Ю.Должиков). М.,
1969
28. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 2 (составитель Ю. Должиков). М.,
1971
29. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 3 (составитель Ю. Должиков). М.,
1972
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Вопросы музыкальной педагогики». Вып.7, М.,1986
2. «Инструменты духового оркестра» (сост.Б.Кожевников) М.,1984
3. «Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
4. «Мастера игры на духовых инструментах». М.,1979
5. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 2, М.,1966
6. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 3, М.,1971
7. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 4, М.,1976
8. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып.1, М.,1964
9. «Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: методическое пособие для
преподавателей» (ред. - сост. Р.Степанова). М.,1977
10. «Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных
инструментах для учащихся начального образования» (методические рекомендации). М.,1985
11. Болотин С. «Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах».
М.-Л.,1969
12. Гинзбург Л. «Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». М.,1953
13. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М.,1962
14. Диков Б. «О дыхании при игре на духовых инструментах». М.,1956
15. Левин С. «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». Л.,1973
16. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования».
Л.,1975
17. Павлов И.П. «Физиология и патология высшей нервной деятельности». Полн. собр.
сочинений, т.3.М.,1951
18. педагогики» (сост. И.Пушечников). М.,1979
19. Платонов Н. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах». М.,1958
20. Платонов Н. «Методика обучения игре на флейте». М.,1958

21. Розанов С. «Основы методики и игры на духовых инструментах». М.,1938
22. Розанов С. «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». М.,1935
23. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей». М.-Л.,1947
24. Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». М.,1978
25. Усов Ю. «История отечественного исполнительства на духовых инструментах». М.,1986
26. Федотов А. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М.,1975

Шмелева
Елена
Валентиновна

Digitally signed by Шмелева Елена Валентиновна
DN: ИНН=344204911250, СНИЛС=01363658034,
E=buhgshi@mail.ru, C=RU, S=Волгоградская область,
L=р.п.Городище, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
""ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ""
ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", G=Елена Валентиновна,
SN=Шмелева, CN=Шмелева Елена Валентиновна
Reason: I am the author of this document
Location: your signing location here
Date: 2021.05.10 11:16:59+04'00'
Foxit Reader Version: 10.1.3

График образовательного процесса
на 2015 – 2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ

Срок обучения – до 8 лет

______________ Е.В. Шмелева
«____» _____ 2015 года

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области вокального искусства «Флейта»

МП

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Каникулы

э

и

=

35
35
35
35
35
35
35
33
278

1
1
1
1
1
1
1
7

-

2
2

Всего

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Каникулы

=

=

э
э
э
э
э
э
э
и

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

24 – 31

18 – 24

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

17 – 23

=

3–9

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

15 – 21

=

=

Май

1–7

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

21– 27

Январь

28.12 – 4.01

7 – 13

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

14 – 20

23– 29

Декабрь

30 11 - 6 12

16– 22

2–8

9– 15

19 – 25

Ноябрь

26.10 – 1.11

5 – 11

12 – 18

21 - 27

Октябрь

28.09 – 4.10

7 - 13

14 - 20

1–6

Классы

Сентябрь

Аудиторные занятия

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

1. График учебного процесса

17
17
17
17
17
17
17
4
123

53
53
53
53
53
53
53
39
410


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».