Общеразвивающая программа Скрипка - 4 года

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городищенская детская школа искусств
Городищенского муниципального района Волгоградской области

Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Скрипка» для детей в возрасте 7-9 лет
срок обучения 4 года

Разработчики: Шмелева Е.В.
Иванова С.Ю.

р.п. Городище, 2015

2

3

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы
- Методическая литература
- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
- Учебная литература

4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом
преемственности
дополнительных
общеразвивающих
и
предпрофессиональных
дополнительных общеобразовательных программ в области музыкального исполнительства на
струнно-смычковых инструментах (скрипка).
Скрипка сложный для обучения инструмент. Но красота звучания инструмента, его
небольшие размеры, доступность в цене, безграничные возможности использования в музыке
всех жанров и стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженно вывели
скрипку в нашем учреждении на одну из лидирующих позиций. Скрипичные классы
переполнены и не могут вместить всех желающих обучаться игре на скрипке.
Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в краткие сроки
заинтересованности учащегося процессом обучения игре на инструменте, акцент на
возможность дальнейшей самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Таким образом, за более короткие сроки может быть вовлечено в культурно-эстетическую
деятельность большее количество обучающихся.
Обучаясь по дополнительной общеразвивающей программе, учащиеся знакомятся с
миром музыкального искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством
умения играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса
музыкального исполнительства.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, как на выявление одаренных детей, так и на развитиеинтересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки
музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе – 6 -17 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»
со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы
обучения составляет 35 недель в год.
Вид учебной
работы,
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Затраты учебного времени

Всего часов

1-й год
1
2
16
19
32
38

2-й год
3
4
16
19
32
38

3-й год
5
6
16
19
32
38

4-й год
7
8
16
19
32
38

280

32

38

32

38

32

38

32

38

280

64

76

64

76

64

76

64

76

560

5

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1-4 годы обучения – 2 раза в неделю по 1 часу.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
- 1-4 годы обучения – по 2 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации
на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» при 4летнем сроке обучения составляет 580 часов. Из них: 280 часов - аудиторные занятия, 280 часов
- самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет
преподавателю
построить
процесс
обучения
в
соответствии
с
принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном
исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:
- ознакомление детей с исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры на
скрипке;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих
в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой,
музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте,
стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на
скрипке.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
6

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать нормам,
предусмотренным для занятий на скрипке (помещение не должно быть гулким).
В классе для занятий должны быть, кроме музыкального инструмента (скрипка):
фортепиано (рояль/пианино), пюпитр, метроном, зеркало, аудио и видео аппаратура. Педагог
должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу,
нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Во
время самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» рассчитана на 4
года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и
задачами развивающего обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства с инструментом, изучения основ постановки рук и звукоизвлечения
до самостоятельного разбора и исполнения шедевров мировой музыкальной классики.
Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический (постановка рук,
звукоизвлечение, работа над интонацией, штриховой техникой и т. д.) и художественный
(работа над образом произведения, сольное музицирование, концертная деятельность).
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» соответствует
направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому
музицированию.
Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ музыкального
исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории
инструмента, стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов,
приемов звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий
помогают формированию грамотного музыканта-исполнителя.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в
систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся процессом обучения игре на
инструменте.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
1 класс
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке. Освоение 1-й
позиции: расположение пальцев на струне – 2-й и 3-й рядом. Штрихи деташе и легато в простейшем их
сочетании. Учащийся должен знать и играть мажорные тетрахорды, рекомендуется их изучение на
средних струнах («ре» и «ля»), а также уметь исполнять разнохарактерную музыку (песня-танец).
Следует обратить внимание на воспитание свободы мышечного аппарата. С первых шагов добиваться

у учащегося легкого и пластичного звучания. В этот период желательно проходить достаточное
количество разнообразного музыкального материала, простого по форме и лаконичного по
объему; обращать внимание на звукоизвлечение и чистое интонирование.
7

В первом полугодии ввиду сложного начального периода на контрольном уроке
возможна игра отдельно каждой рукой (приемом pizz. и игра по открытым струнам).
В течение года учащийся должен освоить:
8-10 этюдов
8-12 пьес
В первом полугодии на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два
музыкальных произведения. Ввиду сложного начального периода на контрольном уроке
возможна игра отдельно каждой рукой (приемом pizz. и игра по открытым струнам).
Во втором полугодии на академическом концерте также исполняются два музыкальных
произведения.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
РНП «Как под горкой…» обр. Комаровского А.
Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»
Вариант 2
Филиппенко А. «Цыплятки»
РНП «Ходит зайка по саду»
Вариант 3
Калинников «Тень-тень»
Метлов Н. «Баю-баюшки, баю»
2 класс
Продолжение работы над постановкой, свободой и естественностью игровых движений.
Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора. Работа над
динамикой, более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера
музыкального материала. Штрихи деташе, легато и их сочетание, начало работы над штрихом
мартле. Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке.
В течение года учащийся должен освоить:
1-2 мажорные или минорные однооктавные гаммы в первой позиции
4-5 этюдов
6-8 пьес
Примеры программ академического концерта:
Вариант 1
Калинников «Тень-тень»
Метлов Н. «Баю-баюшки, баю»
Вариант 2
УНП «Журавель» обр. П.Чайковского
Чешская народная песня «Кукушечка»
Вариант 3
Гайдн Й. «Песенка»
Потоловский Н. «Охотник»
Примерный репертуарный список для 1 и 2 классов:
Английская народная песенка «Спи, малыш»
Баневич С. «Песня Незнайки»
Блага В. «Чудак»
Бекман Л. «Елочка»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
Бетховен Л. «Сурок», «Прекрасный цветок»
8

Брамс И. «Петрушка»
Гайдн Й. «Песенка»
Карасева А. «Горошина»
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Калинников В. «Тень-тень»
Кепитис Я. «Вальс куклы»
Комаровский А. «Песенка»
Красев М. «Топ-топ», «Веселые гуси»
Магиденко М. «Петушок», «Пешеход»
Метлов Н. «Паук и мухи», «Часы»
Моцарт А. «Аллегретто»
Подгайц Е. «Пинг-понг», «Мелодия после дождя»
Польская детская песенка «Мишка с куклой»
Попатенко Т. «Грустная песенка», «Плясовая»
Потоловский Н. «Охотник»
Ребиков В. «Воробушек», «Песня»
Русская народная песенка-прибаутка «Выйди, выйди солнце»
Русская народная песенка-прибаутка «Колыбельная»
Русская народная песенка-прибаутка «Сорока»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Русская народная песня «Лиса по лесу ходила»
Русская народная песня «На зеленом лугу»
Русская народная песня «У кота-воркота», «ходит зайка по саду»
Старокадомский М. Воздушная песня
Тиличеева Е. «Часы», «Цирковые собачки»
Украинская народная песня «Журавель» обр. П.Чайковского
Украинская народная песня «Зайчик»
Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Чешская народная песня «Кукушечка»
Чешская народная песня «Спи, моя милая»
Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»
3 класс
Усложнение и детализация игровых навыков. Развитие гибкости пальцев левой руки.
Простейшие хроматизмы. Изучение гамм мажора и минора (натурального, гармонического и
мелодического). Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах (через
открытую струну, на флажолеты). Работа над более разнообразным звучанием инструмента в
зависимости от характера музыкального материала. Развитие навыка анализа музыкальных и
технических задач. Дальнейшее техническое развитие. Изучение хроматических
последовательностей. Работа над интонированием. Развитие навыка вибрато. Работа над
звуком. Навыки самостоятельной настройки инструмента. Чтение с листа, самостоятельный
разбор произведений и музыкальный анализ.
В течение года учащийся должен освоить:
1-2 мажорные, минорные гаммы двухоктаные в первой позиции, двухоктавные во второй,
третьей позиции
4-5 этюдов
6-8 пьес
Для наиболее продвинутых учащихся допускается включение в программу произведений
крупной формы.
9

Примеры программ академического концерта:
Вариант 1
Дунаевский И. «Колыбельная»
Шуберт Ф. «Экосез»
Вариант 2
Бакланова Н. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Галоп»
Вариант 3
ПНП «Висла»
Ван дер Вельд Вариации на тему старинной французской песни
Примерный репертуарный список для 3 класса:
Бакланова Н. «Колыбельная», «Марш октябрят»
Бах И.Х. «Менуэт»
Веденский В. «Паровоз»
Гедике А. «Заинька»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Галоп»
Калинников Викт. «Киска»
Кюи Ц. «Майский день»
Лёв И. Вальс
Лысенко Н. «Колыбельная»
Моцарт А. «Вальс», «Майская песня», «Песня пастушка»
Неаполитанская народная песня «Санта лючия»
Пёрселл Г. «Ария»
Потоловский Н. «Зайка»
Рамо Ж. «Ригодон»
Римский-Корсаков Н. «Песня из оперы «Майская ночь»
Словацкая полька
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
Шведская народная песня
Шуберт Ф. «Лендлер», «Экосез»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
4 класс
Изучение грифа во II-III позициях. Гаммы мажор и минор 2-октавные в I позиции и с
переходом до 3-х знаков. Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, сотийе). Пунктирный
штрих. Начало изучения двойных нот в простейшем варианте (с открытой струной). Знакомство
с крупной формой. Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и
характер штрихов. Изучение музыки разных стилей и эпох. Подготовка к итоговой аттестации.
В течение года учащийся должен освоить:
1-2 мажорные, минорные гаммы двухоктаные в первой позиции, 1-2 одноктавные во II-III
позициях
4-5 этюдов
6-8 пьес
1 произведение крупной формы
На итоговом экзамене учащийся должен исполнить 3 разнохарактерные пьесы или одну
крупную форму и одну пьесу.
Примеры программ итогового академического концерта:
Вариант 1
Бакланова Н. «Романс»
10

Ридинг О. Концерт си минор: 1 часть
Вариант 2
Металлиди Ж. «Лунная дорожка»
Гайдн Й «Менуэт»
Вариант 3
Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»
Шольц П. «Непрерывное движение»
Примерный репертуарный список:
Бакарак Б. «Капли дождя»
Багиров З. «Романс»
Бакланова Н. «Аллегро»
Бах И.К. Марш
Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Гайдн Й «Менуэт»
Ганн Н. «Раздумье»
Гендель Г.Ф. «Бурре»
Глинка М. «Танец из оперы «Иван Сусанин», «Песня Вани»
Гречанинов А. «Весельчак»
Жилин А. «Вальс»
Ильина Р. «На качелях», «Заводная мышка»
Кабалевский Д. «Полька», «Клоуны»
Мазас Ж.-Ф. «Мелодия»
Металлиди Ж. «Лунная дорожка»
Ниязи Н. «Колыбельная»
ПНП «Висла»
Раков Н. «Прогулка»
Рубинштейн Н. «Вечное движение»
Хачатурян А. «Андантино»
Чайковский П.И. «Игра в лошадки», «Старинная французская песенка»
Шольц П. «Непрерывное движение»
Шостакович Д. «Шарманка»
Штайбельт Д. «Мяч»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент
(скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений;
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
11

корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют
объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент
(скрипка)» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела
учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить
стимулирующий характер.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения
им учебных задач на данном этапе. Промежуточный контроль проводится по окончании
каждого полугодия. В I полугодии в виде контрольного урока, на котором обучающийся
исполняет два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера, во II
полугодии в виде академического концерта – также два разнохарактерных музыкальных
произведения в сопровождении концертмейстера.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,
контрольные уроки, академические концерты.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового академического концерта, при этом
уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося. На итоговом
академическом концерте выпускник исполняет два разнохарактерных музыкальных
произведения.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение
программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике,
звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и
интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по
предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к
любительскому сольному музицированию.
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению.
Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность обучать
учащихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями, достигая
результатов обучения в краткие сроки.

12

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и
концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и
музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
репертуар
ученика.
Необходимо
выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо
познакомить учащегося с историей скрипки, рассказать о выдающихся исполнителях и
композиторах.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к контрольным урокам и
академическим концертам, включающие художественный материал различной степени
трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в
соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного
ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в
каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над
репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые
произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в
условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или
упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет
содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений,
использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и джазовой музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой учебной литературы
2. Вольфарт Ф., Легкие мелодические этюды. – М.: Кифара, 2006.
3. Гарлицкий М., Шаг за шагом. – М.: «Советский композитор», 1985.
4. Гарлицкий М., Шаг за шагом, раздел «Переходы». – М.: «Композитор», 1992.
5. Григорян А., Начальная школа игры на скрипке. – М.: «Советский композитор», 1986.
6. Гуревич Л., Зимина Н., Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. – М.: «Композитор», 2002.
7. Захарьина Т., Скрипичный букварь. – М.: Гос. муз. изд., 1962.
8. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. – М.: «Кифара», 1996.
9. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2010.
10. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2012.
11. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. – М.: «Музыка», 2012.
12. Любимые мелодии для скрипки и фортепиано / переложение Г.И. Фиртича. Вып. 3. – СПб.:
«Композитор», 2005.
13. Классические пьесы (составитель и редактор С. Шальман). – СПб.:
«Композитор», 2009.
14. Родионов К., Начальные уроки игры на скрипке. – М.: «Музыка», 2000.
15. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы. Составители:
М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. – М.: «Музыка», 2011.
16. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители:
М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. – М.: «Музыка», 2008.
17. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы. /
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. – М.: «Музыка», 2012.
18. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. (Составитель
Ю. Уткин). – М., «Музыка», 2011.
19. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. – М.: Музыка, 1995.
13

20. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель
Ю. Уткин. – М.: Музыка, 2011.
21. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. – М.: Музыка, 2005.
22. Юный скрипач. Вып.1. Редактор-составитель К. Фортунатов. – М.: «Советский
композитор», 1992.
23. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. – М.: «Советский композитор»,
1992.
24. Якубовская В., Вверх по ступенькам. – СПб.: «Композитор», 2003.
2. Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
http://notes.tarakanov.net/violin.htm
http://www.forumklassika.ru
http://imslp.org/wiki/Category:Composers
http://intoclassics.net/news/2011-10-08-7721
http://violamusic.me/violin.html
http://nlib.org.ua/gb/pdf/violin
http://www.violinmasterclass.com/
http://blagaya.ru/
http://www.skripach.ru/http://music.sever-strasti.com/
3. Список рекомендуемой методической литературы
1. Ауэр Л., Моя школа игры на скрипке. - М.: «Музыка», 1965. – 272 с.
2. Безродный И., Искусство, мысли, образ. – М.: Издательство «Дека-ВС», 2010. – 344 с.
3. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. - М.: «Музыка», 1990. –
128 с.
4. Как учить игре на скрипке в школе /Составитель Берлянчик М. Сборник статей. - М.:
Издательский дом «Классика ХХI», 2006. – 205 с.
5. Берлянчик М.М., Искусство и личность [Текст]. В 2 кн. Кн. 1. Проблемы художественно
образования и музыкального исполнительства // М. Берлянчик; вст. ст. А.Н. Якупова. – М.:
2009. – 368 с.
6. Берлянчик М.М., Искусство и личность [Текст]. В 2 кн. Кн. 2. Проблемы скрипичного
исполнительства и педагогики / М. Берлянчик; предисловие Э. Грача. – М.: 2009. – 380 с.
7. Берлянчик М., Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология.
Творчество: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000 – 256с
8. Григорьев В., Методика обучения игре на скрипке. - М.: Издательский дом «Классика ХХI»,
2006. – 256 с.
9. Григорьев В., Исполнитель и эстрада. - М.: «Классика XXI», 2006. – 156 с.
10. Гуревич Л., Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. - Л.:
«Музыка», 1988. – 110 с.
11. Гутников Б., Об искусстве скрипичной игры. - Л.: «Музыка», 1988.
12. Ойстрах Д., Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В. - М.: «Музыка», 2008. – 232 с.
13. Иегуди Менухин., Странствия. – М.: Издательство КоЛибри, 2008. – 752 с.
14. Карл Флеш., Искусство скрипичной игры. - М.: «Классика ХХI», 2007. – 304 с.
15. Корыхалова Н.П., Музыкально-исполнительские термины. – СПб: «Композитор», 2004. –
272 с.
16. Либерман М., Берлянчик М., Культура звука скрипача. – М.: «Музыка», 1985. – 160 с.
17. Либерман М., Берлянчик М., Культура скрипичного тона. Теория и практика. - М.:
«Музыка», 2011. – 272 с.
18. Мазель В., Скрипач и его руки. Левая рука. – СПб. : «Композитор», 2008. – 156 с.
19. Мазель В., Скрипач и его руки. Правая рука. – СПб: «Композитор», 2006. – 120 с.
20. Мострас К., Система домашних занятий скрипача. – М.: МузГиз, 1956. – 56 с.
14

21. Мострас К. Г., Интонация на скрипке: Методический очерк: Материалы по вопросу о
скрипичной интонации. – 2-е изд. – М. : Музгиз, 1962. – 155 с.
22. Мострас К. Г., Ритмическая дисциплина скрипача: Методический очерк. – М.; Л.: Музгиз,
1951. – 306 с.
23. Ширинский А., Штриховая техника скрипача. – М.: МузГиз, 1983. – 85 с.
24. Шульпяков О., Работа над художественным произведением и формирование музыкального
мышления исполнителя. – СПб: «Композитор», 2005. – 36 с.
25. Шульпяков О., Техническое развитие музыканта-исполнителя. – М.: «Музыка», 1973. – 103
с.
26. Янкелевич Ю.И., Педагогическое наследие. – М.: «Музыка», 2009. – 312 с.

Шмелева
Елена
Валентиновна

15

Digitally signed by Шмелева Елена Валентиновна
DN: ИНН=344204911250, СНИЛС=01363658034,
E=buhgshi@mail.ru, C=RU, S=Волгоградская область,
L=р.п.Городище, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ""
ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", G=Елена Валентиновна,
SN=Шмелева, CN=Шмелева Елена Валентиновна
Reason: I am the author of this document
Location: your signing location here
Date: 2021.05.10 11:13:33+04'00'
Foxit Reader Version: 10.1.3

Принят на педагогическом совете
Протокол № 1 от 28.08.2015 г.

Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД ГДШИ
_________________ Е.В. Шмелева

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования детей Городищенская детская школа искусств
к дополнительным общеразвивающим программам
в области музыкального искусства «Баян, аккордеон», «Флейта», «Балалайка, домра»,
«Гитара», «Труба», «Фортепиано», «Академический вокал», «Скрипка»
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.

Наименование предметной области/
учебного предмета

Учебные
предметы
исполнительской
подготовки
Музыкальный
инструмент,
вокал
(специальность)
Ансамбль
Оркестр, хор
Учебный предмет историко-теоретической
подготовки
сольфеджио
Беседы о музыке
Слушание музыки и музыкальная грамота
Предмет по выбору
Любой другой музыкальный инструмент,
вокал, дирижирование и т.д.
Всего:

Срок обучения 4 года
Годы обучения
Промежуточная
(классы), кол-во
и итоговая
аудиторных часов в
аттестация
неделю
(годы обучения,
классы)
I
II
III
IV

2

2

2

2

1

1
2

1
2

1
2

1
1

1,5
1
-

1,5
1
-

1,5
1
-

0,5

1

1

1

5,5

8,5

8,5

8,5

I, II, III, IV (экз.)

IV (экз.)

Примечание к учебному плану
1. В 1 класс принимаются дети в возрасте 6,6 до 14 лет.
2. Все классы считаются старшими.
3. Занятия по предметам музыкальный инструмент, вокал, предмет по выбору –
индивидуальные.
4. Количественный состав групп по предметам историко-теоретической подготовки, оркестр от
4 до 10 человек; хор – от 8-10 человек; ансамбль – от 2-х человек.
5. При реализации учебных предметов историко-теоретической подготовки могут одновременно
заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Аудиторные
концертмейстерские часы предусматриваются: по учебным предметам вокал, струнно-смычковые,
духовые, струнно-щипковые инструменты – до 100% учебного времени.
6. Выпускники IV класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
Выпускники, успешно окончившие полный курс ОП, получают Свидетельство об окончании ОУ,
разработанное самим ОУ.

16

График образовательного процесса
на 2015 – 2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ

Срок обучения – 3,4 года

______________ Е.В. Шмелева
«____» _____ 2015 года

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства «Скрипка»

МП
1. График учебного процесса
Апрел
ь

Май

Июнь

Июль

Август

=
=
=
=

1
2
3
4

Обозначения

Аудиторные
занятия

=
=
=
=

э
э
э
и

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Каникулы

э

и

=

17

=
=
=
=

=
=
=
=

=
=
=
=

= = =
= = =
= = =
= = =
ИТОГО

35
35
35
35
140

1
1
1
3

-

2
2

17
17
17
4
55

Всего

Март

Каникулы

Февра
ль

Итоговая аттестация

Январ
ь

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

Декабрь

Аудиторные занятия

Ноябрь

5 – 11
12 – 18
19 – 25
26.10 – 1.11
2–8
9– 15
16– 22
23– 29
30 11 - 6 12
7 – 13
14 – 20
21– 27
28.12 – 4.01
5 – 11
12 – 18
19 – 25
26.01 – 1.02
2 –8
9 – 15
16 – 22
23.02 – 1.03
2 –8
9 – 15
16 – 22
23 – 29
30.03 – 5.04
6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.04. – 3.05
4 – 10
11 – 17
18 – 24
25 – 31
1–7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.06 – 5.07
6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.07 – 2.08
3–9
10 – 16
17 – 23
24 – 31

28.09 – 4.10

Октяб
рь

21 - 27

14 - 20

7 - 13

1–6

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по бюджету
времени в неделях

53
53
53
41
200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».