Предпрофессинальная программа Скрипка - оркестровый класс ГШИ 2021 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

Предметная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА
по учебному предмету

В.01.УП.02. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

Городище, 2021г.

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебной нагрузки и ее распределение

II.

Требования к уровню подготовки обучающихся

III.

Методические рекомендации преподавателям

IV.

Рекомендуемая нотная литература

V.

Примерный репертуарный список

- Произведения для струнного оркестра;
- Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;
- Произведения для малого симфонического оркестра;
- Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;
- Произведения для хора и оркестра;

VI.

Рекомендуемая методическая литература

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на
основании федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
музыкального искусства «Струнные инструменты», а также на основе
Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ
искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию
Министерством культуры СССР в 1990 году.
Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в
вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства при
условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов,
участвующих в коллективном музицировании.
Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной
задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь
при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а
также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно
развитых материально-технических и других условиях реализации
предпрофессиональных программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся,
обучающихся на различных оркестровых инструментах (струнных, ударных,
духовых).
Распределение учащихся по группам для проведения занятий
планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к
пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп
определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.
Сроки реализации учебного предмета
По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее
подготовленные учащиеся 4 класса.
По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее
подготовленные учащиеся 2 класса.
Для учащихся, планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения программы
«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.
Объем учебной нагрузки и ее распределение
Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» –
2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы
искусств.
4

Детская школа искусств определяет время, необходимое для
планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы
могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или
групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на
сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматривать
дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ
на консультации).
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть
сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования, а именно:
- исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с
замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
- понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными
группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
- аккомпанирование хору, солистам;
- умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое
произведение.
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе,
необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных
непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для
дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных
заведений.
Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной
аттестации.
В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель
оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается
общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
III. Методические рекомендации преподавателям
Работа руководителя оркестрового класса распределяется по
следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к
работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных
занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре
учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы
препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,
ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения
русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров
5

и форм. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией
(обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического
склада). В национальных республиках необходимо большее внимание
уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и
национальных композиторов.
Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра
(оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени
трудности, что отмечено в специальной графе.
Репертуарный список включает в себя следующие разделы:
- произведения для струнного оркестра; произведения для струнного
оркестра с духовыми инструментами;
- произведения для малого симфонического оркестра; произведения для
солиста в сопровождении струнного оркестра;
- произведения для хора и оркестра.
Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель
оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми,
вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкальноисполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать
переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в
школе.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового
отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного
музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства,
ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.
В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера,
особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано
уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.
По усмотрению педагога могут использоваться клавишные
электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно
заменять группу духовых, а также дополнять группу струнных для более
полного глубокого звучания.
В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с
коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983
2. Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского
хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Переложение для
хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973
3. Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988
6

4. Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении
ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978
5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С.
Асламазяна, - М., 1946
6. Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981
7. Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под
ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961
8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /
Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М.,
1952
9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971
10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М.,
1980
11. Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д.
Лепилова.- М., 1951
12. Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического
оркестра.- Л., 1980
13. Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982
14. Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического
оркестра. - Л.-М., 1965
15. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968
16. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969
17. Легкие пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978
18. Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981
19. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. Л.М.Гозмана.
- Л., 1974
20. Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М,
Гозмана.- Л., 1975
21. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
Асламазова.- Л., 1973
22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного
оркестра / Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951
23. Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр.
для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962
24. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного оркестра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954
25. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные
инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956
26. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956
27. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958
7

28. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1982
29. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1983
30. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987
31. Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979
32. Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузина.- М.,
1983
33. Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и
обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963
34. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1
/ Ред. В. Кирпань.- М., 1983
35. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3
/ Сост. Н. Адлер. - М., 1983
36. Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979
37. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
1. - М., 1971
38. Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и
музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974
39. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
3 / Ред. Б. Аронович. - М., 1979
40. Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркестра.
Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968
41. Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984
42. Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного оркестра.
- М,, 1965
43. Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
композиторов Ю. Александрова. - М., 1959
44. Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфонического оркестра.- Л..- М., 1971
45. Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестров для детей
и юношества / Ред. Ю.Блинов. - М., 1964
46. Сборник пьес в переложении для струнного оркестра ДМШ. – М., 1956
47. Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967
48. Сборник пьес для струнного оркестра / Ред. В. Блок, В. Доброхотов.М., 1964
49. Сборник пьес для струнного оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.- М.,
1793
50. Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра М., 1980
51. Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота,
струнных. – Киев, 1983
8

V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для струнного оркестра
Степень
трудности

№ сборника*

2

3

4

Менуэт
Адажио
Песня
Два кавказских танца
Фуга на тему «Журавель»
Праздничная

I
II
III
II
II

27
23
16
46
22

III

40

Бальцони Дж.
Барток Б.

Пьеса
Мазурка
Менуэт
Менуэт
Детям (9 пьес)

II
I
I
I

38
5
5
28

I -II

3

Бах И.С.

Фуга № 22

III

46

Автор

Название пьесы

1

Александров А.
Альбиони Т.
Айвазян А.
Аракишбили Д.
Аренский А.
Армянская
народная песня
Артемов В.
Бакланова Н.

Рондо
II
46
Бурре
II
17
Сюита № 1: Гавот
II
17
Сюита № 1: Паспье
II
17
Сюита № 3: Ария
III
17
Сюита № 3: Гавот
II
26, 17
Сюита № 4: Менуэт
II
26
Фуга
II
26
Кантата № 142: 4 части
III
26
Бурре
II
26
* Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы.
1

Бетховен Л.
Боккерини Л.
Бонпорти Ф,
Бородин А.

2

Гавот
Сюита № 2: Менуэт
Сюита № 2: Шутка
Романс Соль мажор
Немецкий танец
Аллегретто
Менуэт
Концерт для струнного
оркестра и клавесина
Грезы
Интермеццо

9

3

4

II
I
I
III
II
II
I

26
29
29
29
36
36
28

II

21

II
III

23
23

Бортнянский Д.

Вариации на тему песни
«Чем тебя я огорчила»

III

М., 1952

Полька «Елена»
Концерт № 3

II
III

22
17

Концертная симфония:
Ларгетто

III

17

III

37

I
II
I
III

35
35
35
35

II

36,29

II
III
II
I

30
38
37
6

II-III

M., 1974

Бузовкин А.

Интермеццо

Вайнштейн Л.

Партита: Прелюдия
Токката
Сарабанда
Жига
Маленькая симфония
Соль мажор
Симфония До мажор
Наигрыш
Спиккато
Элегия
Детская симфония в 3-х
частях*

Вивальди А.
Волков К.
Габичзадзе Р.
Габуния Н.
Гайдн И.

Квартет № 1: Престо
II
36
Менуэт быка
II
36
* Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы
как отдельные издания.
1

2

Гедике А.

Миниатюра

Гендель Г.

Концерт № 12: Аллегро
Опера «Родриго»: Увертюра
Жига
Сарабанда
Матлот
Менуэт
Бурре
Менуэт
Фугетта
Менуэт ре минор
Бурре
Сарабанда
Гавот
Менуэт до минор
10

3

4

I
III
II
II
I
I
I
III
I
I
I
I
I
I
II

22
17
7,17
7,17
7,17
7,17
7,17
7,17
7
26
26
26
26
26
26

Глазунов А.

Глинка М.

Глиэр P.

Глюк X.В.
Госсек Ф.Ж.
Григ Э.

Пассакалия
Опера «Альцина»: Увертюра
Кончерто-гроссо № 6: Аллегро
Тема с вариациями
Пять пьес для струнного
квартета
Вальс
Сарабанда
Балет «Барышня-крестьянка»:
Гавот
Гавот, соч. 49
Патриотическая песнь
Опера «Иван Сусанин»:
Песня Вани,
Свадебный хор,
Романс Антониды,
Ария Вани,
Вступление и хор поляков,
Славься
Фуга
Опера «Руслан и Людмила»:
Ах ты, свет Людмила,
Каватина Гориславы
Не проснется птичка утром
Балет «Медный всадник»:
Гимн Великому городу,
Параша,
Хоровод,
Плясовая,
Народная песня
Соч. 45 № 2 Вальс
Анданте
Мелодия
Гавот
Музыка к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»:
Рассвет,
Смерть Озе,
Танец Анитры,
В пещере Горного короля,
Жалоба Ингрид,
Арабский танец,
11

III
II
II
III

26
19
36
22

III

22

III
III

22
22, 23

III

22,23

III
II

22, 23
22

I
II
II

8
8
8

II
III

8
8

I
I

46
46

III
II
III

23
8
23

III

46, 27

II
III
III

40
27
27

II
II
I
I

27
22
36
5

I-II

10

II
II
II
III
III
III

10
10
10
10
10
10

Дунаевский И.
Калинников Вас.
Калинников Вик.

Кауфман А.
Каччини Дж.
Клова 3.

Корелли А.

Книппер Л.
Люлли Ш.

Возвращение Пер Гюнта на
Родину (Буря на море),
Песня Сольвейг
Летите, голуби
Серенада для струнного
оркестра*
Миниатюра
Маленькая сюита для
струнного оркестра*
Аве, Мария
Три пьесы для струнного
оркестра*
Марш
Канон
Сарабанда
Жига
Шутка
Анданте, ларго и аллегро
Прелюдия
Аллеманда
Адажио и куранта
Аллегро
Менуэт
Гавот
Степная кавалерийская
«Полюшко»
Опера "Армида": Увертюра

Лядов А.

Сарабанда
Фуга
Пастораль
Прелюдия
Колыбельная
Медынь Я.
Легенда
Мендельсон Ф. Симфония для струнного
оркестра*
Моцарт В.
Маленькая ночная серенада
Соната № 1
Соната № 9
Соната № 10
Пантомима
Менуэт
Контрданс
12

III

10

II
III

43

III
III
III
II
II

М.,
1950
23
М.,
1958
30
М.,
1968

II
I
I
I
I
III
II
I
III
III
I
II

37
38
19,28
19, 28
19, 28
17
15
15, 17
15, 17
15
15
17

II

27

II
II
II
II
III
II
I

Лейпциг
46
46
11
14
16
18

III

Лейпциг

III
III
II
II
I
I
I

36, 23
29
29
29
29
29
29

Мусоргский М. Гопак
Слеза
Мысливичек И. Симфония До мажор

III
II
III

22, 23
22
20

III
III

48
27

III
III
III

43
М., 1955
20

III
III

47
27,48

II

27

II
III

27
43

III

43

III

43

II

16

III

40

Утренний марш
Маленькая симфония в 3-х
частях
Доброе утро
На озере
Спортивный марш
Лугом мы идем
Вечерние игры
Сюита «Галантная Индия»:
Вступление,
Ригодон,
Тамбурин
Лирический танец

III

37

III

37, 38, 41

I
I
I
I
II

41
41
41
41
41

II
I
I
I

17
17
17
37

Опера-сказка «Елка»: Вальс
Симфония, соч. 12 № 2
Яр-хмель

III
III
III

29
36
45, 23

Фантазия на венгерские

II

16

Мясковский Н. Цикл
«Пожелтевшие
страницы»:
Анданте
Напев
Из «Пожелтевших страниц»
Номенский Н. Вариации на русскую тему*
Перселл Г.

Опера «Дидона и Эней»: Сюита
Опера «Королева фей»: 10 пьес

Прокофьев С. Классическая симфония:
Гавот, Марш
Гавот, соч. 12
Менуэт, соч. 32 № 2
Сказки старой бабушки соч. 31
№2
Скерцо
Балет «Ромео и Джульетта»:
Сцена на улице
Опера «Любовь к трем
апельсинам»: Марш
Разоренов С.
Раков Н.

Рамо Ж.

Раухвергер M.
Ребиков В.
Рижель A.
РимскийКорсаков Н.
Румшевич Д.

13

народные мотивы
Русская
Лучинушка
народная песня
Свиридов Г.
Музыка к к/ф «Метель»:
Романс,
Вальс
Сметана Б.
Луковка (из чешских танцев)
СоловьевПодмосковные вечера
Седой В.
Телеман Г. Ф. Увертюра (сюита) Фа мажор
для струнных и чембало*
Увертюра старых и
современных народов*
Тихомиров Г.
Пьеса
Тобис Б.
Кадриль
Марш
Увертюра на темы чешских
детских песен
Фрид Г.
Инвенция
Инвенция соль минор
Хачатурян А. Балет «Гаянэ»:
Танец хлопка,
Розовые девушки,
Танец Нунэ
Чайковский П. Песня без слов
Детский альбом:
Зимнее утро,
Русская песня,
Утреннее размышление,
Камаринская,
Нянина сказка
Времена года: Масленица,
Подснежник,
Баркарола,
Жатва,
Осенняя песня,
Святки
Грустная песня
Прерванные грезы
2 русские народные песни
(переложение Д. Лепилова)
Шостакович Д. Полька
Фуга
Песня о встречном
14

II

22

III
III
Ill
II

30
30
46
43

II

Лейпциг

I

Лейпциг

I
II
II
II

37
3
3
3

III
III

37
38

II

27

II
II
II

27
40
46

II
I
I
I
II
II
II
II
III
II
II
I
II
I

23, 46
23
23
23
23
30
30
30
30
30
30
23
30
11

III
III
II

27
27
43

Контрданс*

Шуберт Ф.
Шуман Р.

Романс
Прелюдия и фуга
Менуэт
Андантино с вариациями
Менуэт
У камелька

Щедрин Р.
Якубов И.
Яначек Л.

II

Муз. жизнь
1967, № 5

II
III
III
II
I
I-II

30
37
46
30
36
5

Аморозо
III
Заинька танцует с лисой
I
Идиллия (в 7 частях)
II-III
Произведения для струнного оркестра
с духовыми инструментами
Айвз Ч.
Вопрос, оставшийся без ответа
II
Барсанти Ф.
Кончерто гроссо для 2-х
I
валторн, литавр, струнного
оркестра и клавесина
Вивальди А.
Концерт для 2-х гобоев,
III
струнного оркестра и клавесина
Гайдн И.
Менуэт для флейты, гобоя,
I
фагота и струнного оркестра
Лядов A.
Плясовая для флейты пикколо,
II
тамбурина и струнного
оркестра
Моцарт В.
Дивертисмент № 5: Менуэт
II
Серенада для 4-х камерных
III
оркестров*
Соната для духовых
III
(органа) и струнного оркестра
Мысливичек И. Симфония До мажор
III
Саммартини Д. Симфония Фа мажор с 2
I
валторнами
Гобис Б.
Латышские пастушеские
I
песни для 2-х блок-флейт,
струнного оркестра и
фортепиано
Чайковский П. Опера «Иоланта»: Сцена в саду
III

15

33
33
49

31
21

20
30
16

15
М, 1982
29
20
15, 17
3

16

Произведения для малого симфонического оркестра
Автор
1

Название пьесы
2

Агафонов А,
Пионерский поход
Адлер Е.
Вальс из к/ф «Две улыбки»
Алексеенко Б. Симфониетта «Пионерская» в 4х частях
Али-Заде А.
Пастораль
Ашугская
Асатрян Д.
Песнь камней
Барток Б.
Сборник «Детям»: 12 пьес
Бетховен Л.
Немецкие танцы
Блок В.
Старинная песенка
Плясовая
Весенняя песенка
Богословский Н. Андрюшин день (12
музыкальных картин)
Болдырев И.
Вечный огонь
Бузский А.
Каприччо
Адажио
Тарантелла
Варламов А.
Балет «Мальчик-с-пальчик»:
Сюита
Денисов Э.
Ссора
Колыбельная
Калнынь А.
С песней родилась я
За озером высокие горы
Гнедой мой жеребенок
Мне смешно
Вей, ветерок
Резвилась я в садочке
Весь день пчелки летали
Посадил я черемуху
Парню дала я руку
Вороненок сидит на дубе
Колодуб Л.

Корчмарев К.

Сарабанда
Тарантелла
Прибаутка
Марш
Балет «Ходжа Насреддин»

Крымский С.

Сюита Сонатина для оркестра: 1

Корганов Т.

16

Степень
трудности

№
сборника

3

4

III
III

45
38

II
I
II
II
I
I
I
II
I
I – II

1
37, 31
31
39
3
15
38
39
39
39

III
II
III
III

37
39
39
39

III
II
II
II
II
III
I
III
II
I
II
I
III

15
39
39
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12

III
III
I
III
I

39
39
37
39
15

Курнавин А.

часть
В лесу (симфоническая картина)

III
I

34
16

Леденев Р.

Обида
I
37
Вальс
II
38
Марутаев М. Русский напев
II
37
Меерович М. Интермеццо
III
37
Николаев А.
Галоп
III
38
Петров А.
Колобок
II
37
Сон юнната
I
16
Прокофьев С. Прогулка
II
37
Сказочка
III
39
Шествие кузнечиков
III
39
Сироткин Е.
Художественная гимнастика
II
50
Велогонки
III
50
Титов А.
Сюита из балетной музыки
III
15
Фрид Г.
Календарь природы (8 пьес с
II
45
эпиграфами М. Пришвина)
Хагагортян Э. Марш-шутка
II
38
Хачатурян А. Балет «Гаянэ»: Адажио
II
37
Шнапер Б.
Этюд
II
39
Сегодня запрещено гулять
II
39
Юмореска
II
32
Маленький романтический вальс
II
32
Детская
I
32
Старинное
рондо
в
неаполитанском стиле
II
32
Легкие вариации
II
32
Полька
II
32
В школьном саду
I
45, 39
Неоконченный вальс
II
45, 39
Старая французская песенка
II
39
Адажио
I
38
Шостакович Д. Две прелюдии
III
39
Якушенко И. Бурре
II
39
Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра
Автор
Название пьесы
Степень
№ сборника
трудности
1

2

Агафонников В. Скерцо для фортепиано с

Бах И. С.

оркестром
Концерт для скрипки с оркестром
Концерт № 11 для фортепиано,
струнных, чембало (Ми мажор)
Концерт № 12 для
17

3

4

III

30

III
III

25
Лейпциг

III

Лейпциг

фортепиано, струнных (Ре
мажор)*
Концерт № 15 для
фортепиано, струнных, чембало*
Ариозо для виолончели
Концерт для 3-х скрипок и
оркестра
Бах И. X.
Концерт для альта (виолончели) с
оркестром*
Беркович И.
Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра*
Бонпорти Ф.
Концерт для струнного ансамбля и
клавесина
Вивальди А.
Концерт для 2-х скрипок с оркестром
Концерт для скрипки
Концерт для 2-х мандолин,
струнного оркестра и клавесина
Концерт до минор для скрипки,
оркестра и клавесина
Лярго для скрипки и струнного оркестра
Гайдн И.
Концерт для фортепиано с оркестром
Гендель Г.
Анданте для альта с оркестром
Глазунов А.
Концерт для арфы с оркестром
Романеска
Глинка М.
Опера "Иван Сусанин":
Ария Сусанина
Опера "Руслан и Людмила":
Ария Руслана
Монасыпов А. Ария для гобоя и струнного
оркестра
Моцарт В.
Концерт для фортепиано с
оркестром
Раков Н.
Пьесы для 2-х скрипок и
струнного оркестра
Роде П.
Концерт для скрипки с оркестром
№7: 1 часть
Сильванский И. Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра *
Телеман Г.Ф. Концерт для альта с оркестром
Шебалин В.
Концертино для скрипки и
струнного оркестра*
Шостакович Д. Ноктюрн для виолончели и
18

III

Лейпциг

II
III

24
21

III

M., 1958

I
II

Муз.
Украина
29, 21

III

25

II
III

24
19

III

21

I

30

III

24

II
III
II

24
М., 1954
23

II

8

II
II

8
43

III

25

II

43

III

5

I
II

Муз.
Украина
19

III

М.,1960

оркестра

Автор

II

Произведения для хора и oркестра*
Название пьесы**

1

30

№ сборника

2

3

Аливердибеков Н. Вальс

2

Походная
Юный ашуг

2
2

* Предлагаемый список хоровых произведений должен рассматриваться
лишь как примерный. Руководитель оркестрового класса может делать
переложения для оркестра, ориентируясь на репертуар хорового класса
детской школы искусств.
** Оркестровый аккомпанемент хоровых произведений, предлагаемых в
списке, можно отнести к I степени трудности.
1

Бах И. С.
Бетховен Л.
Бородин А.

2

3

Жизнь хороша
Песня дружбы
Опера «Князь Игорь»
Улетай на крыльях ветра
Песня матросов
Песня победы
Дождик, не лей напрасно
Бейте в било веселей
Считалка

33
33
33
33
33
9
9
9
9

Венецианская ночь
Здравствуй, гостья зима!
Заход солнца
Весна
Дунаевский И.
Летите, голуби
Караи И.
Волшебная свирель
Кленицкис Н.
На раздолье
В лесу
Паровоз
Могила партизана
Возвращение
Прокофьев С.
Нам не нужна война
Рахманинов С.
Сосна
Римский-Корсаков Н. Ай, во поле липенька

37
37
37
37
37
4
14
14
14
14
14
33
33
33

Гайдн И.
Гендель Г.
Глодяну Л.

Глинка М.
Глиэр Р.
Григ Э.

19

Русские
Уж ты, поле мое
народные песни: В сыром бору тропина
Ряэтс Я.
Школьные дороги
Урок истории
Знаменательный день
Маленький концерт
Финал
Хиндемит П.
Опера-игра «Мы строим город»
Чайковский П.
Детская песенка
Чешская народная песня «Пастух»
Шостакович Д.
Хороший день

33
33
44
44
44
44
44
53
33
33
33

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические
записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1965
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
4. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии. - М., 1983
5. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.
Орфа.- М., 1978
6. Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969
7. Благой Д. Роль эстрадного выступления
в обучении
музыкантов
исполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального
образования. Вып. 2. М., 1981
8. Вопросы квартетного исполнительства. - М., 1960
9. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М.,
1978
10. Гинзбург Л. Избранное (Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и
практики дирижирования).- М., 1981
11. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971
12. Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личности
учителя.- В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972
13. Иванов К.Л. Все начинается с учителя.- М., 1983
14. Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965
15. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
17. Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980
18. Куус И.И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального
музыкального образования. М., 1981
19. Мострас К. Интонация.- В сб.: Очерки по методике обучения игре на
скрипке. М., 1960
20. Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача.- М.- Л, 1951
21. Мусин И. Техника дирижирования.- Л., 1967
22. Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982
20

Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970
Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963
Пазовский А. Записки дирижера.- М., 1966
Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978
Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981
Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972
Фельдгун Г. Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.Л., 1981
32. Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. - М., 1984
33. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983
34. Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей.- В
сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. - М., 1982
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».