Предпрофессиональная программа Народные инструменты - оркестр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.01.УП. ОРКЕСТР

Городище, 2021 г.

2

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3.Объем учебной нагрузки и ее распределение;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5.Цель и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7.Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
I.

II.
Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2.Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Организация учебного процесса;
2. Методические рекомендации педагогическим работникам;
3.Ознакомление с основами дирижерского искусства.
VI . Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методическая литература;
2. Учебная литература (партитуры).

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» разработана в
соответствии с федеральными государственными требованиями (далее ФГТ) к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе для
обучающихся в МБУ ДО «Городищенская школа искусств Городищенского
муниципального района Волгоградской области (далее школа).
Оркестровый класс – учебный предмет, который относится к вариативной
части учебного плана дополнительной предпрофессиональной программы в
области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее ДПП)
«Народные инструменты».
Создание оркестрового коллектива в школе является важной задачей,
решение которой возможно при продуманном, планировании контингента
школы, наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно
развитых материально-технических и других условиях реализации
предпрофессиональных программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать обучающихся на
различных народных инструментах (домра, балалайка, баян, аккордеон,
гитара). Распределение обучающихся по группам для проведения занятий
планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к
пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп
определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе.
Коллективное музицирование играет важную роль на всех этапах
музыкального развития, повышает интерес обучающихся к занятиям, учит
понимать функции различных партий, позволяет знакомиться с более
сложными произведениями при непосредственном участии в их исполнении.
Игра в оркестре способствует выработке качеств, необходимых для музыканта:
ощущение единого темпа, ритмической точности, слаженности, синхронности,
развивает способность слышать всю фактуру произведения, дисциплинирует,
пробуждает чувство ответственности, учит жить и творить в коллективе,
управлять собой, своими эмоциями, воспитывает волю и самообладание.
2. Сроки реализации учебного предмета
По ДПП «Народные инструменты» с восьмилетним сроком обучения к занятиям
в оркестре привлекаются обучающиеся 3-8 классов и наиболее
подготовленные обучающиеся 2 класса. По ДПП «Народные инструменты» с
пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются обучающиеся
2-5 классов.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения учебного предмета
«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.
4

3. Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный учебным
планом школы на реализацию предмета «Оркестровый класс»:
Срок обучения - 8 лет
Таблица 1
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации
Срок обучения - 5 лет

3-8 классы

9 класс

594
396
198
54

99
66
33
12
Таблица 2

Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации

2-5 классы
495
330
165
48

6 класс
99
66
33
12

Школа
самостоятельно
определяет
время,
необходимое
для
целенаправленной работы оркестрового класса. Недельная нагрузка по
учебному предмету «Оркестровый класс» - 3 часа, в соответствии с учебным
планом школы. Эти часы могут быть использованы как на занятия по
группам, (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия.
Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы предусматривают
консультации. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
концертам, творческим конкурсам и другиммероприятиям школы.
В случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться
преподавателями школы (в качестве концертмейстеров), но не более чем на
25% от необходимого состава учебного коллектива.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 10 человек),
продолжительность урока – 40 минут (разводная репетиция - 40 минут, сводная
репетиция - 2 урока по 40 минут).
Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.
Видами дистанционного обучения являются:
- реализация предмета или его частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- реализация предмета или его частей с использованием электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий дистанционных образовательных
технологий как вспомогательных средств обучения.
При реализации учебного предмета «Оркестровый класс» или его частей с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий Школа:
- создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися
предмета в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
5

- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется школой самостоятельно и контроль соблюдения
установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.
Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения.
Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся
приказом директора Школы. Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного
обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления
родителя (законного представителя) по форме. Заполненная и подписанная
форма заявления родителя (законного представителя) о переходе на
дистанционное обучение присылается на адрес электронной почты
преподавателя класса посредством скан копии, фотографии рукописного или
печатного на компьютере текста заявления.
Школа обеспечивает дистанционное обучение:
- формирует расписание занятий на каждый день в соответствии с учебным
планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по
классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
- информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе
знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и
промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций;
- организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.
При реализации предмета с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает внесение
соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и
(или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических
планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения, использования
технических средств обучения.
Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
Школа
обеспечивает
доступ
обучающихся
к
электронной
информационной образовательной среде. Организация дистанционного
обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформы
Skype и WhatsApp . Преподаватели самостоятельно осуществляют выбор и
использование бесплатной доступной платформы.
Для организации дистанционного обучения необходимо обеспечение
процесса техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных
обучающихся техническим оборудованием решение об обеспечении
дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном
порядке.
Формы дистанционной работы:
- Проведение урока онлайн с помощью сервиса WhatsApp, Skype;
- Запись индивидуального задания с помощью сервиса WhatsApp, Skype,
электронной почты;
6

- Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы, ссылок на
информационные ресурсы;
4. Цель и задачи учебного предмета:
Цель учебного предмета: создать условия для целостного художественноэстетического развития личности и формирования ею в процессе освоения
программы музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
- применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте,
приобретенных в специальном классе;
- воспитание творческой активности при игре в оркестре, исполнительской
дисциплины и сознательности;
развитие индивидуальных способностей учащихся: музыкального слуха,
чувства ритма, памяти, мышления, эмоциональности, воображения, умения
интонировать. Понимание музыкального произведения – его основной темы,
подголосков, вариаций и т. д., исполняемые как всем оркестром, так и
отдельными оркестровыми группами.
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для оркестрового музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере оркестрового музицирования;
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие
разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

5.

6. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от
возраста обучающихся, от состава оркестра, от количества участников оркестра
и их индивидуальных способностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа,
знакомство с дирижерским жестом);
7

 объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и
попутно объясняет);

 репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов
по образцу преподавателя);
 частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи);
 демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей
выдающихся оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения
общего уровня развития обучающихся.)
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в
кабинете «Оркестровый класс» необходимых принадлежностей:
 Достаточное количество оркестровых народных инструментов, набора
ударных инструментов и перкуссии, а так же должны быть созданы условия для
их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
 Подставки под ноги или разноуровневые стулья для каждого участника
оркестра.
 Пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных
условий для чтения нотных текстов – не менее одного на двух участников.
 Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки
инструментов.
 Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.
 Участники оркестрового коллектива должны быть обеспечены сценическими
костюмами
 Имеется учебная аудитория для занятий по предмету «Оркестровый класс» малый концертный зал с роялем.
II.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Оркестровый класс»
Срок обучения – 8 (9) лет

Аудиторные занятия: с 3 по 8 класс – 3 часа в неделю.(1 час - разводная
репетиция и 2 часа - сводная репетиция)
Самостоятельные занятия: с 3 по 8 класс – 1 час в неделю, 9 класс – 0,5
часа в неделю
Срок обучения – 5 (6) лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 3 часа в неделю.(1 час - разводная
репетиция и 2 часа- сводная репетиция)

Самостоятельные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 0,5
8



часа в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:

выполнение домашнего задания;

подготовка к концертной деятельности;

посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
просветительской деятельности школы.
2. Годовые требования
Первый год обучения
Освоение первоначальных игровых навыков на основных инструментах
оркестра и их оркестровых разновидностях (домра альт, балалайка секунда,
басовая группа и др.).
Овладение основными навыками техники игры (посадка, способы
звукоизвлечения, аппликатура) учащимися не специальных классов.
Развитие навыков коллективной игры, навыков самостоятельного разбора
оркестровых партий.
Формирование умения исполнять свою партию, следуя замыслу автора и
требованиям руководителя оркестра.
Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой на данном
этапе.
Знакомство с дирижерским жестом, овладение навыком начинать и заканчивать
игру по дирижерскому жесту.
Второй год обучения
Дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении
музыкальных инструментов, усложнение репертуара за счет введения новых
приемов игры.
Формирование умения разучивать партии в группах однородных инструментов
и самостоятельно; умения слышать подголоски, партии солиста и
аккомпанемента, навыков понимания дирижерского жеста.
Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах.
Развитие навыков оркестрового исполнительства и артистичности.
Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов, с лучшими
исполнителями и оркестровыми коллективами, прослушивание их игры в
записях.
Третий год обучения
Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более
сложной фактуры, синхронного выполнения игровых приемов, достижения
унисона в исполняемой партии. Выработка ритмической устойчивости в более
быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Знание основных схем дирижирования.
Знакомство с главными компонентами музыкального языка (ритм, высота,
9

ладовое тяготение, мелодия, аккомпанемент).
Освоение средств выразительного исполнения
артикуляция, тембровое сопоставление).

(фразировка,

динамика,

Четвертый год обучения
Грамотное чтение нотных текстов по партиям.
Владение основными способами звукоизвлечения, разновидностями атаки
звука, артикуляционными приемами, рационального применения аппликатуры.
Умение определять и преодолевать технические трудности в оркестровых
партиях, проникать в эмоционально-образное содержание разучиваемого
произведения.
Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять динамику и изменения темпа по
дирижерскому жесту.
Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму
построения.
Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта.
Пятый год обучения
Знания об инструментах оркестра русских народных инструментов и
оркестровых коллективах.
Умение применять практические навыки игры на народных музыкальных
инструментах. Владение основными аппликатурными схемами.
Понимать форму музыкального произведения.
Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и
трактовке руководителя оркестра.
Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий
сводного состава оркестра.
Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.
Примерный репертуарный список
1. Бушуев Ф. «Весёлый хоровод»
2. Будашкин Н. Полька. Инстр. О. Суриной.
3. Грачёв В. «За водицей»
4. Лехтинен Р. «Летка-Енка»
5. Моцарт В. «Маленькая пьеса»
6. Мундониус,обр. Т. Дугушиной «Посодобль»
7. Польдини Э. «Гном»
8. Р.н.п «Ах ты, береза». Обр. В. Подъельского.
9. Широков А. Маленькая приветственная увертюра.
10. Р.н.п «Я на горку шла». Обр. М. Троицкого
11. Баканов В. «Осенняя песня»
12.Чайкин Н. «Хороводная»
13.Мыльников А. Добры молодцы и красны девицы.
14.Пьерпон Ж. «Бубенчики»
15. Р.н.п «Как при лужку». Обр. А. Зверева.
16. Сперанский И. Ах, улица широкая.
10

17.Чайковский П. «Шарманщик поёт»
18. Р.н.п «Вот мчится тройка почтовая» Обр. В. Баканова
19. Чекалов П. Посвещение. Музыка из к/ф «На родине В. Шукшина». Инстр. О.
Суриной.
20. Штраус И. Полька-пиццикато. Инстр. О. Суриной.
21.Шуман Р. «У камина»
22.Холминов А. «Песня»
23.Шендерёв Г. «Далёкая песня»
24.Тихонов Б. «Шутка»
25.Веласкес К. ,обр. Дугушина « Целуй меня крепче»
26.Дрейзен Е. «Берёзка»
27.Купревич В. Путешествие в Мосальск.
28.Монно М.,обр. Дугушина «Гимн любви»
29.Петерсен Р. « Арлекин»
30.Рнп «При долинушке». Обр. Б. Феоктистова. Инстр. О. Суриной.
31.Цветков В. Интермеццо.
32. Цыганков А. Песня. Инстр. О. Суриной.
33.Р.н.п «Да во городе» Обр. А. Суркова
34.Р.н.п «Со венком хожу» Обр. Е. Дербенко
35. Дербенко Е. «О чём гармони говорят»
36. Дербенко Е. «Деревенский краковяк»
37. Дербенко Е. «В детском парке»
Р.н.п «Ах,Самара-городок» Обр.
Ю.Тимонина
39.Биберган
38. В. Ария
40. Дербенко Е. «Девичьи страдания»
41.Дербенко Е. «Острый ритм»
42. Дербенко Е. «Русская песня»
43. Дога Е. «Портрет жены художника»
44. Конов В. Попурри.
45. Жигалов В. «Русский танец»
46. Пикуль В. « Слепой гусляр»
47.Белов В. «Владимирский хоровод»
48.Р.н.п «Семеновна». Обр. А. Громова.
49. Френкель Я. «Погоня» из к/ф «Новые приключения неуловимых». Инстр. О.
Суриной.
50. Лусинян А. «Колыбельная»
51. Р.н.п «На Иванушке Чапан» Обр. Ю.Тимонина
52.Испанский нар.танец «Танец басков» Обр. А. Корчевой
53.Корчевой А. Джаз-вальс.
54.Биберган В. « Галоп» из сюиты «Променад»
55.Гусев В. Дождь идет.
56. Дербенко Е. «Старый трамвай»
57. Дитель В. Фантазия на тему рнп «Коробейники». Обр. М. Рожкова, Г.
Митяева. Инстр. О. Суриной.
11

58. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта». Переложение для двух

баянов Б. Слюсаря. Инстр. О. Суриной.
59. Золотарёв В. «Диковинка из Дюссельдорфа»
60. Шахов Г.-Галкин В. «Хоровод» 61.Рахманинов С. Итальянская полька.
62.Р.н.п/ «Ой вьюн над водой». Обр. В. Китова.
В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов:
открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты,
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
В оркестровой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются
определенные музыкально-технические навыки владения инструментом,
навыки совместной игры, такие, как:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества – оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в
оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового
исполнительства,
обусловленных
художественным
содержанием
и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения
программы по учебному предмету является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области
оркестрового исполнительства:
 Сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности народного
инструмента в оркестре
 Навыки по решению музыкально- исполнительских задач оркестрового
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
 Знание начальных основ оркестрового искусства, художественноисполнительских возможностей оркестра русских народных инструментов;
 Знание профессиональной терминологии;
 Навыки коллективного оркестрового исполнительского творчества, в том
числе отражающие взаимоотношения между солистом и оркестром;
 Навыки исполнения партии в оркестровом коллективе в соответствии с
замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
 Навыки понимания дирижерского жеста;
 Умение понимать музыкальное произведение, исполняемого оркестром в
целом и отдельными группами;
 Умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
 Умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.
 Навыки публичных выступлений
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы
12

выпускникам впоследствии для участия в различных творческих музыкальных
коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах
профессиональных учебных заведений.
Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации. В
конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового
класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие
ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры,
соблюдение оркестровой дисциплины.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения оркестра используются две основные формы контроля
успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля
 оценка за работу в классе;
 текущая сдача партий;
 контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля
 переводной зачет в конце 12-го,14-го полугодий (срок освоения 8 лет) и 8-го,
10-го полугодий (срок освоения 5 лет)
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний
оркестровых партий. При выставлении оценки учитывается также его участие в
выступлениях коллектива.
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее
выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего,
анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его
прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете по сдаче партий;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по
пятибалльной системе:
5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная
работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;
4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков
без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей
программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов,
участие в концертах оркестра;
3 (удовлетворительно) – нерегулярное посещение занятий по оркестру,
пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание
13

некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном
отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;
2 (неудовлетворительно) – пропуски занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы,
не допуск к выступлению на отчетный концерт;
«зачет» (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Критерии оценок должны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Организация учебного процесса
Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим
этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром
(в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам,
сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре
обучающихся разных классов. Неоправданное завышение программы
препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет
к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов секции – это
способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования
преподавателей и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к
лучшему взаимопониманию преподавателей и учеников.
В школьном оркестре возможно участие пианиста-концертмейстера,
особенно при отсутствии басовой группы. Фортепиано уплотняет звучность
оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая
учащимся в овладении интонацией.
По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные
инструменты. В зависимости от качества инструмента ими можно заменять
группу духовых инструментов.
В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с
коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания оркестровых партий с помощью педагогов отделения народных
инструментов.
14

2. Методические рекомендации педагогическим работникам
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные
музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному
плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Оркестровый класс»
составляет 1 час в неделю (в 6 и 9 классах 0,5 часа в неделю).
Педагогу по оркестру можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на оркестр для индивидуального
разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе работы с
оркестром рекомендуется проводить репетиции в мелкогрупповых занятиях,
умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Педагог должен иметь в виду, что формирование оркестра иногда происходит в
зависимости от наличия конкретных инструменталистов в учебном заведении.
При определенных условиях допустимо участие в оркестре учеников разных
классов (младшие – средние, средние – старшие).
В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости
от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении в оркестре.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.
При выборе репертуара для оркестра педагог должен стремиться к
тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала,
ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для
конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на
фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа,
профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных
выступлений.
В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка оркестра). Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками оркестра.
Педагог должен помогать ученикам на индивидуальных занятиях разучит и
хорошо исполнять свою оркестровую партию, обращая внимание не только на
15

нотный текст, но и на все авторские указания, исправлять все указанные
преподавателем недостатки в игре. Следует отмечать в нотах ключевые
моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также
звукового баланса между исполнителями.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать высоко художественные образцы произведений русской, советской и зарубежной
музыкальной литературы различных жанров и форм. Большое воспитательное
значение имеет работа над обработками народных песен и танцев, полифонией,
переложениями классической музыки для оркестра русских народных
инструментов. Репертуарный список включает в себя произведения для
оркестра русских народных инструментов, произведения для солиста в
сопровождении оркестра, произведения для хора и оркестра. Репертуарный
список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может
по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми
сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям
учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава
оркестра, который имеется в школе.
Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего
уровню подготовки оркестра, является одним из важных факторов его
успешной работы. Учитывая наличие в оркестре обучающихся разных классов
и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения,
доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта.
Завышение репертуара ведет к загрузке обучающихся утомительной и
неинтересной работой, что значительно снижает их интерес к занятиям.
Особое внимание требует разбор и разучивание полифонических пьес. Их
исполнение имеет большое музыкально-воспитательное значение и
способствует развитию слуховых представлений и музыкального мышления.
Рекомендуется широко использовать в репертуаре оркестра богатейшую
русскую подголосочную полифонию, а также произведения классиков и лучшие
произведения современных композиторов.
3. Ознакомление с основами дирижерского искусства
Передать участникам свои исполнительские замыслы руководитель
оркестра может с помощью различных средств. Такими средствами являются:
речь, пение, проигрывание партий на одном из инструментов, специфический
язык дирижерских жестов.
С помощью речи руководитель объясняет образно-смысловое содержание
музыки, характер трактовки, силу звучания, указывает на допущенные ошибки
и т. д., добиваясь точного выполнения своих творческих намерений и
правильного воспроизведения нотного текста. Для большей убедительности он
может напеть тот или иной отрывок или же сыграть его на инструменте. Это
помогает быстрее достичь желаемого результата.
Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции,
так и во время концертного выступления является язык дирижерских жестов.
Каждое движение нужно научить понимать на двух-трех занятиях, повторяя по
нескольку раз. При этом обращать внимание на разницу между жестами,
16

передающими различную по характеру, темпу, настроению и содержанию
музыку. Когда оркестранты начнут достаточно уверенно зрительно
воспринимать особенности жеста, чаще практиковать с ними игру по руке по
нескольку тактов из различных пьес, добиваясь точного одновременного
вступления и соответствия исполнения музыки жесту дирижера.
Оркестрантов необходимо не только учить понимать указания дирижера,
но и быстро выполнять их, помнить о них при исполнении музыки.

17

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методическая литература
1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах:
Курс лекций. – Красноярск: гос. Университет.:Краноярск: КрасГУ, 2002.
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989.
3. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Изд. Музыка. – М.: Изд.
Музыка, 1990.
4. Басурманов А. П. Справочник баяниста / Под общей ред. Проф. Н. Я.
Чайкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский композитор, 1986.
5. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М.: Советский композитор,
1981.
6. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских
народных духовых и ударных инструментах. – М.: Музыка, 1991. – 168 с.
7. «Всероссийское музыкальное общество»,вып.1,1990г.
8. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982.
– 95 с.
9. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Музыка, 1980.
10. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В.
Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
11. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных
инструментах. Учеб. Пособие для вузов и училищ – М.: Изд-во РАМ им.
Гнесиных, 2002.
12. Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных
инструментов в России. Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
13. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. – М.: Музыка, 1982.
14. «Колокольчики-бубенчики»,Педагогический репертуар для детского
оркестра русских народных инструментов, сост. О.А.Ахунова
15. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре
на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и
учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 1. Пособие для
учителя./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
16. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре
на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и
учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 2. Пособие для
учащихся./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
17. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка,
2004.
18. Пересада А. Справочник домриста. – Краснодар: 1993.
19. Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.
20. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.– М.: Изд. Музыка, 2000.
21. Чунин В. Современный русский народный оркестр. Методическое
пособие для руководителей самодеятельных коллективов. – М.: Музыка, 1981.
18

2. Учебная литература (партитуры)
1. «Играем в оркестре» Пьесы в переложении для оркестра детских
музыкальных инструментов и фортепиано. Репертуар старшего дошкольного и
младшего школьного возраста ,вып 2,сост. И автор переложений Л.А. Климова
2. «Играет детский русский народный оркестр», вып.4,составитель В.И.
Лавришин,Челябинск,2008г.
3. «Играет детский русский народный оркестр»,вып.1 сост. В.И.Лавришин,
Челябинск 2003г.
4. «Начинающему оркестру русских народных инструментов» вып.2
составитель И.Обликин
5. «Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде (популярная
эстрадная музыка),изд. «Азбука» Санкт –Петербург 2006г.
6. «Оркестр
русских
народных
инструментов
в
школе
и
на
эстраде»(классическая музыка),изд. «Азбука» Санкт-Петербург,2006г.
7. «Популярные мелодии для оркестра» Изд. «Композитор»,СанктПетербург,2006г.
8. «Популярные мелодии для оркестра»,изд. «Композитор»,Санкт- Петербург
2006г.
9. «Репертуар клубного оркестра»,изд. «Музыка»,1988г.
10. Городовская В. Испанский сувенир, рапсодия для оркестра русских
народных инструментов. – М.: В. Пешняк, 2001.
11. Дербенко Е. Лирическая миниатюра, Суматоха (кадриль). Серия «Русский
инструментальный ансамбль». Вып. 2. Сост. Е. Павловская. – Курган: Мир нот,
1998.
12. Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов.
Сост. Е. Павловская. – Орел: Е. Павловская, 1993.
13. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 1. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998.
14. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 3. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998.
15. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 4. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998.
16. Детские пьесы для ансамбля и оркестра русских народных инструментов.
Переложение И. Г. Яценко. – М.: Кларентианум, 1999.
17. Играет ансамбль русских народных инструментов «Ваталинка». Сост. В.
Петухов. – Тюмень: Полиграфист, 1998.
18. Играет Уральский государственный русский народный оркестр под
управлением Л. Шкарупы. Произведения Г. Шендерева, Г. Динику, С.
Сиротина. – Екатеринбург: АСБАУ, 1997.
19. Колокольчики-бубенчики. Педагогический репертуар для детского оркестра.
– СПб.: Композитор, 2003.
20. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. – Л.:
Музыка, 1988.
21. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Редакторсоставитель О. В. Сурина. Вып 1-6. – Приаргунск: 1995-2000.
19

22. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Сост. В.
Цветков. – Л.: Музыка, 1989.
23. Русские народные песни и танцы: Для голоса, блокфлейты и Орфинструментов. – Челябинск: MPI, 2004.
24. Сибирский сувенир. Из репертуара ансамбля народной музыки. Сост. А.
Прибылов. Вып. 3. – Улан-Удэ, 1999.
25. Тимонин Ю. Сборник народных ансамблей для малого состава: «Мал? Да
удал!» Вып. 2. – изд. дом «Фаина» Москва, 2015.
26. Дербенко Е. Сборник пьес для баянов, аккордеонов, гармоней: «Играем
дуэтом» – изд. дом «Фаина» Москва, 2014.
27. Золотая библиотека пед. репертуара. Тетрадь №5 Ансамбли. Сост.
С.Баканова, В.Баканов – Москва: Дека-ВС, 2012.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».