Пленэр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР

Городище, 2021 г.

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Содержание разделов и тем. Годовые требования;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы ;

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература;
- Учебная литература;
- Средства обучения.

3

I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть
учебного процесса, в которомприменяются навыки, формируемыев рамках
различныхучебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является
школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе
учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности
работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости,
совершенствуют технические приемы работы с различными художественными
материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художниковпейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку,
живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача
движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм,
симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст,
открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого
линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании
растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения
объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и
цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях
сельской местности.

Классы
Вид учебной работы,
аттестации, учебной нагрузки

3

3

4

5

28

140

Самостоятельная работа
(домашнее задание) - в часах

21

21

21

21

21

Промежуточная аттестация

Т.п.

28

12

Т.п.

28

11

Т.п.

28

6

Т.п.

28

4
5
Полугодия
6
7
8
9
10

Т.п.

Практические занятия
(количество часов в год)

2

4

Всего часов

Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроками обучения 5
(6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.

105

Максимальная учебная
нагрузка

49

49

49

49

49

245

При реализации программы «Живопись» с нормативными сроками обучения
8 (9) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 5 (6) лет с четвертогокласса.

Максимальная учебная
нагрузка

28

10
28

21

49

28
21

28
21

49

49

15

16
28

21

49

17

18
28

21

49

Всего
часов

9

9

168
21

126

Т.п.

8

8

Т.п.

7

6
7
Полугодия
11 12 13 14

Т.п.

5

Т.п.

Промежуточная аттестация

4

Т.п.

Практические занятия
(количество часов в год)
Самостоятельная работа
(домашнее задание) - в
часах

Классы

Т.п.

Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

49

294

Т.п. – творческий просмотр
Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного
года обучения по учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение
разрабатывает самостоятельно.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды
учебного года, а также – одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа
проводится в счет резервного времени.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28
часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в
год.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых
практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В
случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом,
литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим
материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебного предмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
5

- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с
натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический
или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
II. Содержание учебного предмета
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная
исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются
навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции,
рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным:
обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой
половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника
исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач
на каждом году обучения.
Учащиеся первого года (2-й или 4-й класс) обучения по учебному предмету
«Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения,
изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды
деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной
6

перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях,
картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.
Учащиеся второго года (3-й или 5-й класс) обучения решают задачи на
цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи
пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с
различными художественными материалами при выполнении рисунков животных,
птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года (4-й или 6-й класс) обучения развивают навыки и
умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных
композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и
сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя
широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с
различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года (5-й или 7-й класс) обучения решают более
сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении
пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых
отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные
приемы исполнения.
Учащиеся пятого года (6-й или 8-й класс) обучения развивают умение
самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить
выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся задачи на
выполнение сложных многоплановых пейзажей с архитектурными сооружениями,
современной техникой, с изображением людей. Задания тесно связаны со станковой
композицией.
Учащиеся шестого года обучения при реализации предпрофессиональных
программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным
сроком обучения 9 летрешают сложные задачи на создание образа, развивают
умения и навыки работы с подготовительным материалом для станковых
композиций, выполняют многоплановые пейзажи с различными архитектурными
постройками и группами людей, самостоятельно выбирают различные приемы
работы с художественными материалами.

Знакомство с предметом «Пленэр»

Практические
занятия

Самостоятельная
работа
(домашнее задание)

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного
занятия

Учебно-тематический план
Первый год обучения

7

3

4

Кратковременные этюды пейзажа на большие
отношения

практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

Наброски, зарисовки птиц, этюды животных,
фигуры человека

практ.
работа

7

3

4

Архитектурные мотивы
(малые архитектурные формы)

практ.
работа

7

3

4

7

Натюрморт на пленэре
Линейная перспектива ограниченного
пространства
Световоздушная перспектива

практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

практ.
работа

7

3

4

Самостоятельная
работа
(домашнеезадание
)
Практические
занятия

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного
занятия

Второй год обучения

Зарисовки первоплановых элементов пейзажа.
Этюды деревьев

практ.
работа

7

3

4

Кратковременные этюды пейзажа на большие
отношения неба к земле

практ.
работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ.
работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

7

3

4

практ.
работа

7

3

4

Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных
и человека
Линейная перспектива глубокого пространства
Световоздушная перспектива

Самостоятельная
работа
(домашнее задание)

Практические занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного занятия

Третий год обучения

Зарисовки и этюды первоплановых элементов
пейзажа

практ.
работа

7

3

4

Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа
на большие отношения

практ.
работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

Наименование темы

Натюрморт на пленэре
8

Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры
человека

практ.
работа

7

3

4

Линейная перспектива глубокого пространства

практ.
работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ.
работа

7

3

4

Самостоятельная
работа
(домашнее задание)

Практические занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного занятия

Четвертый год обучения

Зарисовки и этюды первоплановых элементов
пейзажа

практ.
работа

7

3

4

Этюды и зарисовки пейзажей

практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

7

3

4

7

3

4

Линейная перспектива

практ.
работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ.
работа

7

3

4

Наименование темы

Архитектурные мотивы
Натюрморт на пленэре
Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры
человека

Архитектурные мотивы
Натюрморт на пленэре
9

практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа

Практические
занятия

Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с
людьми
Длительные этюды и зарисовки пейзажа

Самостоятельная
работа
(домашнее задание)

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного занятия

Пятый год обучения

7

3

4

7

3

4

7

3

4

7

3

4

Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже практ.
(в парке, на стройке, в порту)
работа

7

3

4

Линейная и световоздушная перспектива

практ.
работа

7

3

4

Эскиз сюжетной композиции по итогам
пленэра

практ.
работа

7

3

4

Самостоятельная
работа
(домашнее
задание)
Практические
занятия

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного
занятия

Шестой год обучения

Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с
людьми и животными

практ.
работа

7

3

4

Длительные этюды и зарисовки пейзажа

практ.
работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

практ.
работа
практ.
работа

7

3

4

7

3

4

практ.
работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре
Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже
Линейная и световоздушная перспектива
Эскиз сюжетной композиции по итогам
пленэра

Содержание тем. Годовые требования
Первый год обучения
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными
отличиями пленэрной практики от работы в помещении.Решение организационных
задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы.
Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика,
лопуха).
Самостоятельнаяработа. Чтение учебной литературы.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка
ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.Знакомство с
особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов.Изменение
локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля»с высокой и низкой
линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне
зелени).
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебных видеофильмов.
10

Материал. Карандаш, акварель.
Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры
человека.Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие
наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Самостоятельная работа. Зарисовки, этюды домашних животных.
Материал. Тушь, акварель.
Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача
тональных отношений с четко выраженным контрастом.Работа тенями.Этюд
калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.
Самостоятельнаяработа. Посещение художественных выставок в музеях и
картинных галереях.
Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель.
Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного
мотива.Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование
различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок
ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки комнатных цветов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с
визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского
дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений
пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с
окном, части крыши с чердачным окном.
Самостоятельнаяработа. Просмотры учебных кинофильмов.
Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.
Тема 7. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов.
Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени.Этюд пейзажа
с постройкой на среднем плане. Зарисовкадома с пейзажем.
Самостоятельнаяработа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора.
Материал. Карандаш, акварель.
Второй год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.
Образное восприятие природных форм.Рисование тенями: живописный или
графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики
натуры.Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев
(монохром).
Самостоятельная работа. Просмотры художественных журналов в школьной
библиотеке.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле.
Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача
общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже.Выявление возможностей
акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование
различных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к
земле приемом alaprimaпри разном освещении. Зарисовки разных по форме цветов
и растений.
Самостоятельнаяработа. Этюды неба и земли из окна квартиры.
11

Материал. Карандаш, акварель.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тоновых
контрастов натуры и колористическая связь их с окружением.Совершенствование
навыков работы в технике alaprima, дальнейшее обогащение живописной
палитры.Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки несложных
архитектурных сооружений.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебной литературы.
Материал. Карандаш, акварель, тушь.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Определение правильных цветотональных
отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения
тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности. Два этюда букетика
цветов (на светлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с нижней частью
ствола.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овладение
приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального
изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных
движений.Грамотная компоновка нескольких изображений.
Самостоятельнаяработа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов.
Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое
знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача
тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью
улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части
улицы.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебных видеофильмов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное восприятие
пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и линий. Изменение
цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне дальнего пейзажа
(два этюда – со светлыми и с темными стволами).
Самостоятельнаяработа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в разное время
суток
Материал. Карандаш, акварель.
Третий год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересное
композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью и
карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из
методического фонда.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения.
Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера
освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными
композиционными задачами.
Самостоятельнаяработа. Посещение художественных выставок.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
12

Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных частей
здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и
цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабанов с
луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.)
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки ближайших архитектурных
сооружений.
Материал. Карандаш, акварель, гелиевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с акварелью
в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить
гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в
вазе на солнце и в тени.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки различных цветов.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека.
Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домашних и
диких животных. Пластика фигуры человека.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.
Материал. Карандаш, акварель,маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изучение
линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными
материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на
реке, причалов для лодок.
Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цельность
восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмистого или
разнопланового пейзажа с постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Четвертый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа.
Самостоятельный подход к выбору интересного сюжета. Использование
подходящих технических возможностей для создания определенного образа.
Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью ствола.
Различные постройки.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в городском парке.
Материал. Карандаш, гелиевая ручка, маркер, акварель, соус.
Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра.
Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы
различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитектурного
мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе.
Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным
сооружением.
Самостоятельнаяработа. Этюды и наброски церквей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелиевая ручка.
13

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений.
Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры предметов.
Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из подобных
предметов.
Самостоятельнаяработа. Тематический натюрморт по представлению.
Материал. Карандаш, акварель, гелиевая ручка, уголь, сангина.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со
станковой композицией. Поиск живописно-пластического решения. Закрепление
технических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в
зоопарке, в городском саду, на рынке.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная перспектива. Творческий подход в выборе приемов и средств
композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность колористического
решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зарисовки натюрморта
в пейзаже. Натюрморт походного быта.
Самостоятельнаяработа. Посещение музеев.
Материал. Карандаш, акварель, соус, гелиевая ручка.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение цвета в
зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью и
другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема со стеной
леса или с городскими постройкамина дальнем берегу.
Самостоятельнаяработа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Пятый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие общего тона
и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи. Интересное
композиционное решение. Передача различного состояния погоды, времени дня,
освещения.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на
детских площадках и в скверах.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелиевая ручка.
Тема
2.
Длительные
этюды
и
зарисовки
пейзажа.
Образ
в
пейзаже.Индивидуальное отношение к изображаемому.Последовательное ведение
работы, завершенность в рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с открытым
пространством, постройками и деревьями на среднем плане.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков.
Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Образ архитектурного сооружения.
Выразительность ритмов. Грамотное построение с перспективным сокращением.
Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками на сложном рельефе
местности.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников скульптуры и
архитектуры.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Цветовые
и тоновые контрасты. Передача материальности и фактуры предметов.
Тематический натюрморт.
14

Самостоятельнаяработа. Творческий натюрморт.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в
порту). Связь со станковой композицией. Характерные живописно-пластические
особенности фигур людей разных профессий. Совершенствование технических
приемов работы с различными материалами.
Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на
вокзале, на улице.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива.Передача большого
пространства и объектов современной техники с соблюдением масштаба величин и
перспективы планов. Творческий подход в рисунках. Зарисовка индустриального
пейзажа. Этюд пейзажа с мостом через реку.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки городской стройки.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Умение находить
выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным
материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе
обучения. Сюжетная фигурная композиция.
Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.
Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
Шестой год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми и животными.
Правильные тонально-цветовые отношения в пленэрной живописи. Оригинальное
композиционное решение. Группирование фигур, расстановка их на плоскости с
учетом перспективы.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов городского пейзажа с
людьми на разных планах.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелиевая ручка.
Тема 2. Длительные этюды и зарисовки многопланового пейзажа. Классическое
построение пейзажа. Использование различных приемов работы акварелью и
карандашом. Этюды и зарисовки пейзажа с постройками и деревьями на разных
планах.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских скверов.
Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача ритмов освещенных и затемненных
планов. Правильное построение с перспективным сокращением. Рисунки и этюды
старинной улицы с различными постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников архитектуры.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение.
Многообразие цветовых нюансов. Передача материальности и фактуры предметов.
Натюрморт с ягодами, фруктами, цветами.
Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.
Материал. Карандаш, акварель, соус, уголь, сангина.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже. Связь со станковой
композицией. Совершенствование технических приемов работы с различными
15

материалами. Этюды и зарисовки портрета человека на пленэре. Передача
характерных особенностей.
Самостоятельная работа. Наброски и этюды группы людей, занятых совместной
деятельностью.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелиевая ручка.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Передача глубокого
пространства. Правильное построение перспективы. Творческий подход в рисунках.
Детализация переднего плана. Этюд набережной реки, моря.
Самостоятельная работа. Наброски и этюды по памяти и представлению на основе
выполненных рисунков.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, гелиевая ручка, тушь.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Совершенствование
методов работы с акварелью и другими материалами. Умение работать с
подготовительным материалом. Многофигурная сюжетная композиция «Мой край»,
«Мой город» и т.п.
Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.
Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей
ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Программа
предусматривает
промежуточную аттестацию.

текущий

контроль

успеваемости

и

Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за каждое
задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
Промежуточная
аттестация проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце
пленэрас выставлением оценок. Просмотры проводятся за счет аудиторного
времени.
Критерии оценок
Оценка 5 («отлично»)предполагает:
- грамотную компоновку в листе;
16

- точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с
цветом);
- соблюдение правильной последовательности ведения работы;
- свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
- свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;
- грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
- грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов
и техник;
- цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
- самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо»)предполагает:
- небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
- неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;
- незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
- недостаточная моделировка объемной формы;
- незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:
- существенные ошибки, допущенные при компоновке;
- грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
- грубые ошибки в тональных отношениях;
- серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
- небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу
завершенности;
- неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

до

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать
как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с
натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является
четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как
достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий:
1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художниковклассиков и в работах учащихся (из методического фонда).
2. Выбор точки зрения.
3. Выбор формата изображения.
4. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.
5. Проработка деталей композиционного центра.
6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.
7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с
учетом воздушной перспективы.
8. Подчинение всех частей изображения целому.
Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер-классы»
для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в
конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.
17

Средства обучения
материальные:
индивидуальные
художественные
принадлежности,
натюрмортный фонд;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ
учащихся, иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
VI. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись.
Композиция. - М., 1981
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985
3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.-М.,1981
4. Кузин
В.С.Основы
обучения
изобразительному
искусству
в
общеобразовательной школе. – М.Просвещение, 1992
5. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984
6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973
7. Смирнов Г.Б.,Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному
искусству. - М., 1981
8. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический
Проект, 2012
9. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.
10. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981
11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
12. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение, 1986
Учебная литература
1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
2. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000
3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, - 1998
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи.
– Обнинск: Титул, - 1996
6. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и
живописи. - М: Просвещение, 1980

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».